После статьи «Как договариваться с ребёнком без «кнута» и «пряника»?» (ссылка ниже👇) я получила много вопросов из разряда «А как же ребёнок узнает, что так нельзя себя вести, если его не наказывать?».
А узнает очень просто, ему скажут об этом родители. Разговор и объяснения – это самый главный секрет в том, чтобы договариваться. Это касается и отношений с детьми, и со взрослыми.
Как всегда, особенно важно, что и как говорить. Будьте внимательны к своим словам, произносите их осознанно, не на автомате. Потому что обычно по наитию «выстреливают» фразы из подсознания. К примеру, ребёнку взрослый может сказать то, что ему самому говорили в детстве. И в моменте эти фразы могут выскочить даже если вы дали себе обещание никогда так не говорить своему ребёнку. Но подсознательные установки очень глубоко врастают в подсознание, чтобы их извлечь оттуда нужно потрудиться. Найти истоки, проанализировать, прочувствовать, какого это было жить с этим, а потом уже освободиться.
Вероятно, вы, мои дорогие читатели, так не говорите своим детям. Но все-таки приведу примеры, что нельзя говорить детям. Возможно, вы слышите это от других родителей, не исключено, что в детстве приходилось слышать в свой адрес.
То, как говорить не надо:
- А тебя никто не спрашивает.
- Какой плохой мальчик так себя ведёт!
- Как ты себя ведёшь, тебя никто любить не будет.
- Ты смотри, над тобой все смеются!
- Мне такая дочка не нужна.
- Будешь так себя вести, я тебя отдам.
Можно привести массу вариантов фраз, которые как вирусные программы всплывают в течение всей жизни и твердят: ты не достойна любви, ты это не заслужила, у тебя ничего не получится, ой, да куда тебе и т.д.
Так всё-таки как можно делать замечания?
Отделяйте поступок от ребёнка. Ребёнок - это одно, он для вас априори хороший, а поступок - это другое, поведение может быть и плохим.
Какой плохой мальчик так себя ведёт! 👉 Ты плохо поступаешь.
Стоит объяснить, что ребёнка вы любите всегда, но вот плохое поведение вам не нравится.
Если речь идёт не просто о недопустимом поведении, которое нужно немедленно прекратить, то не торопитесь давать словесную оценку произошедшему.
Полезнее и эффективнее будет спросить самого ребёнка, как он оценивает то, что сделал, почему так произошло, можно ли это исправить?
Помогите ребёнку подобрать вариант, как в следующий раз стоит повести себя в аналогичной ситуации.
Например, за минуту, пока вы были отвернуты от ребёнка, он взял ручку и экспрессивно разрисовал ей диван.
Конечно, когда вы это увидите, эмоций будет через край. Возможно, захочется кричать: да что ты натворила, ты же всё испортила, какая ты не хорошая!
Но оцениваем ситуацию на перспективу. Какой посыл хотите дать ребёнку?
- Чувство вины и ощущение, что он плохой и его не любят.
- Или просто хотите, чтоб ребёнок понял, что диван не для рисования?
Пожалуй второе.
- Тогда делаем вдох-выдох. И спрашиваем: а разве на диване можно рисовать? А где можно рисовать? А что теперь делать?
- Пусть ребёнок попробует помыть диван.
- И самое главное, проговариваем, что для рисования только бумага!
Но нет идеальных, и все порой срываются и на автомате говорят не то, что стоило бы. Не бойтесь такие моменты проговаривать с ребёнком. Вы не станете меньшим авторитетом для ваших детей, если будете признавать свои ошибки. Например, с пылу сказав ребёнку что-то из травмирующих фраз, вы можете объяснить, что были расстроены, что диван испачкан, что хотите, чтобы малыш создавал свои шедевры только на бумаге. Но это никак не влияет на вашу любовь, напомните, что любите всегда-всегда, даже при плохом поведении. ❤️
«Как договариваться с ребёнком без «кнута» и «пряника»?»