Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Мурочка (Мария) Чуковская прожила всего 11 лет, и в этом году ей исполнилось бы 100. Она была младшей дочерью Корнея Ивановича и, судя по его дневниковым записям, самая любимая. Чуковский женился очень рано, будучи юношей, и рождение старших детей воспринял скорее весело. Он очень любил своих сыновей и старшую дочь, как, впрочем, вообще любил детей и понимал их. Недаром ведь его стихи и сказки мальчики и девочки обожают до сих пор и с удовольствием повторяют.
Когда родилась Мурочка, Чуковскому было уже 40 лет. Он отнесся к появлению дочери, как к чуду.
В своем дневнике он написал: «Долгожданное чадо, которое — чёрт его знает — зачем, захотело родиться в 1920 году, в эпоху гороха и тифа». Действительно, времена были труднейшие. Голод, холод, разруха, безденежье... Чуковскому приходилось буквально выворачиваться наизнанку, чтобы добыть еды, и особенно молока для малышки. По мере того, как она росла, становилось ясно, что это умная и талантливая девочка. У нее было прекрасное чувство стиха, ритма, она обладала прекрасной фантазией.
Чуковскому было интересно на ней наблюдать, общаться с ней. Она вдохновляла его на творчество.
Так маленькая Мура стала Музой поэта. Стихи, вдохновленные дочерью, Чуковский оформил в сборник, который так и назвал - "Муркина книга". Иллюстрировать его поначалу должен был художник Владимир Конашевич, но Чуковскому его рисунки почему-то не понравились. Дело, конечно, хозяйское, но мне, например, из всех иллюстраторов Чуковского нравится именно Конашевич, сделавший уже ставшие классическими рисунки к его сказкам.
Отказавшись, в случае "Муркиной книги" от Конашевича, Чуковский получил в иллюстраторы А. Лаховского, рисунки которого и стали иллюстрациями к первому изданию. На обложке он изобразил Мурку, разговаривающую с зайцем.
Этот заяц появился не случайно, так как в это время Мура бурно фантазировала о семействе некий зайцев, играла в своем воображении с ними, притом ее фантазии облекались в форму стихов. Как-то, не найдя подходящей рифмы к слову, она наугад выпалила слово "журнал", совершенно неуместное в данном случае, зато в рифму. Чуковский иронично спросил ее, причем тут какой-то журнал?! Мурочка не растерялась и тут же придумала историю про зайца по имени Журнал.
То есть вышла из неловкой ситуации очень ловко. Этот Журнал органично вошел в заячью семью и какое-то время участвовал в разных событиях наряду с Косоглазом и прочими зайцами.
С детства Мурочка любила слушать стихи, сочиняла сама, а потом и много читала. Круг ее чтения был широк. Из записей Чуковского встает обаятельный, живой ребенок. Немудрено, что Мура была всеобщей любимицей. Но вот она заболела... Не хочу вдаваться в подробности диагноза, но представьте, что это были 20-е годы. Тогда не умели даже снижать температуру. У Мурочки она постоянно была очень высокой, шло неконтролируемое воспаление.
Ничего не помогало, в том числе крымский детский санаторий. Маленькая страдалица потеряла ногу, потом ослепла... Были сильные боли. Ее долгое угасание было мучительным для всех. При этом Мурочка еще подбадривала родителей. Когда читаешь о ее болезни и смерти в дневнике Чуковского, просто слезы из глаз.
Прожив свою короткую и страдальческую жизнь, Мура вошла в историю литературы и теперь там до тех пор, пока люди будут читать Чуковского. Ведь именно она вдохновила своего отца на написание стихов, которые и сейчас с радостью читают и легко заучивают дети.
Почитайте еще на моем канале:
Нуждался ли Зигмунд Фрейд сам в помощи психоаналитика?
Кем стал юноша, изображенный на картине "Купание красного коня"
Канал мужа:
В чем подвох в японском отеле, где номер стоит 1 доллар в сутки