Обыкновенный хомяк объявлен во всебелорусский розыск. Организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» готова выплатить 200 рублей тому, кто найдет жилую нору грызуна. Где обитают дикие хомяки, газете «7 дней» рассказал Семен Левый, специалист по природоохранным вопросам в АПБ.
– В каких районах Беларуси лучше искать этого грызуна?
– Мы думаем, что обыкновенный хомяк еще остался в Жабинковском, Каменецком, Кобринском районах и, возможно, на прилегающих к ним территориях. Многие люди там его наблюдают. В прошлом году несколько хомяков обнаружены в Березовском районе – это новое место. Есть свидетельства, что их наблюдали и в Центральной Беларуси. Но последнее, к сожалению, не подтверждено фотографическим материалом, поэтому к таким сообщениям меньше доверия.
– Хомяки – ночные животные, но в темное время суток их искать трудно. А можно ли встретить этого зверька днем?
– Да. В интернете можно найти видео из Германии, где поселившиеся на кладбищах грызуны были вполне активны днем. Ночной образ жизни дикого хомяка продиктован тем, что днем на него охотится немало хищников. А в сумерках и ночью – только совы. Поэтому именно темное время эти зверьки считают наиболее безопасным для себя. Так что днем шансов увидеть их меньше, зато можно обнаружить нору.
– Как понять, что нора принадлежит хомяку? Какие у нее отличительные особенности?
– Во-первых, жилище дикого хомяка можно узнать по большим выбросам земли – это очень характерно для данного вида. Во-вторых, норы крупные. Входное отверстие в диаметре доходит до 10 сантиметров, так как сам зверек весит от 300 до 500 граммов, а длина его тела может достигать 35 сантиметров. В этом году в Польше сделана фотография хомяка весом 800 граммов! Для этого грызуна это очень много.
– Где больше шансов обнаружить его жилище?
– Сначала у нас было предположение, что норы могут оставаться где-то на полях, особенно ранней весной, когда они не засеяны и не распаханы. Сейчас, когда идет интенсивное ведение сельского хозяйства, практически все территории регулярно перепахиваются, жилище грызуна с большей вероятностью можно обнаружить по окраинам полей, на лесополосах, в заброшенных хуторах и садах. Это могут быть даже огороды садовых товариществ. У наших соседей поляков, например, хомяки охотно поселяются среди огородов.
– Предположим, что я – дачник, и не хочу видеть этого зверька у себя на участке. Как мне поступить?
– Численность диких хомяков сейчас настолько мала, что они не могут причинить серьезный ущерб ни сельскому хозяйству, ни частному подворью. Эти грызуны питаются не только овощами и злаками, но и зелеными частями растений. Например, если после уборки остается кукуруза, зверьки ее подбирают, потому что карабкаться на початки им неудобно. Поэтому, если вдруг у вас поселился хомяк, не надо причинять ему вред. Это очень симпатичный и интересный зверек.
– Как тогда не навредить хомяку?
– Если вы нашли крупную нору и есть подозрение, что там живет хомяк, то просто сфотографируйте ее в масштабе и пришлите фотографию нам, в «Ахову птушак Бацькаўшчыны». Мы изучим данные. При вероятности, что эту нору вырыл хомяк, поставим фотоловушки и таким образом узнаем, жилая ли она.
– Для получения премии нужно найти именно жилую нору?
– Да. Мы получаем данные свидетелей, которые видели диких хомяков, но пока не находим жилых нор. Поэтому в случае обнаружения таких ни в коем случае нельзя пытаться раскопать нору или добыть грызуна – иначе будет незачет.
– А какие цели преследует ваша организация, объявив хомяка в розыск?
– Мы очень хотим сохранить их места обитания. У нас нет ни одной жилой норы! Приходят лишь сообщения вроде «я видел, как он там бежал». Но где именно хомяки живут – до конца непонятно. Если найдем зверька в частном огороде, то надо будет договариваться с хозяином, чтобы этот участок не перепахивался и не протравливался. Если на окраинах полей – составим документы, охранные обязательства, чтобы этим окраины не уничтожались. Дикие хомяки, как суслики и белки-летяги, исчезают как вид, и ближайшие поколения их могут уже не увидеть.
– Чем именно уникален этот зверек для Беларуси?
– Он – представитель южной степной фауны, который сохранился с очень давних времен. Тем более этот грызун занесен в Красную Книгу и попадает под Конвенцию о биологическом разнообразии, которую Беларусь ратифицировала. Человеку нельзя рассматривать хомяка как объект получения практической пользы, он – элемент большой экосистемы, выполняет определенную роль. Для самой природы очень ценно сохранение этих связей. Однако, с другой стороны, сохранение мест обитания диких хомяков может сделать небольшой вклад в экономику.
– Каким образом?
– Хомяк может быть интересен как объект экотуризма, как и суслики, которых можно смотреть днем. У нас много детей и взрослых знают о зарубежных животных: например, о сурикатах, которые забавно стоят на лапках и смотрят. А про сусликов, обитающих у нас буквально под Несвижем, и по внешнему виду очень напоминающих сурикатов, совсем ничего. Не всем известно, что у нас можно увидеть фазана в дикой природе – в том же Бресте. В Беларуси много своих уникальных видов.
Два часа поисков
Мы с подругой решили попробовать себя в роли следопытов и отыскать неуловимого зверька.
Остановились на даче недалеко от агрогородка Петришки. Ближайшие сельскохозяйственные угодья – в 15 минутах езды на машине, совсем рядом с деревней Уша. Туда-то мы и направились. Особых надежд отыскать хомяка не было, потому что в последний раз его наблюдали в Брестском районе. С другой стороны, мы уже знали, что этого неуловимого зверька видели на территории Центральной Беларуси, а Петришки – на ее окраине. В общем, кто ищет, тот всегда находит. Или не всегда?
Поля встретили нас группой бабочек-капустниц, раскинувшимся пейзажем из зеленовато-желтых колосьев, чистым голубым небом. Мы – закоренелые горожанки – при виде этой красоты чуть было не забыли о хомяке... За два часа поисков под жарким солнцем никаких следов зверька не обнаружили. Могли бы и расстроиться, но, свернув в сторону, в какой-то момент пути обнаружили большое опустевшее гнездо. По смятым колосьям рассудили, что его разорил хищник.
На втором поле увидели аиста! Я бросилась его фотографировать, перепрыгивая через невысокие кипы недавно скошенной травы, но птица улетела. А мы заприметили лесного голубя, спрятавшегося в колосьях. Это стало еще одним моим открытием: раньше даже не слышала про то, что голуби бывают не только «городскими».
Думаю, что Дэн Миллмэн из фильма «Мирный воин» прав: путешествие – вот что приносит нам радость, а не цель.
Виталия КРИЧЕВСКАЯ