Ранее речь шла о маршрутной сети и инфраструктуре.
Пожалуй, один из самых болезненных вопросов - это подвижной состав.
В настоящее время сложилась интересная ситуация - из-за направления развития электротранспорт имеет самый старый подвижной состав, а ГУП "Башавтотранс" - самый новый. Частные перевозчики посреди.
Разберём более подробно. В настоящее время самые старык линейные (то есть, который работает с пассажирами) трамваи 1972 г.в. То есть, им сейчас 48 лет. Как известно, у всего есть срок. Для трамвая это 20 лет. Таким образом, данные трамваи сейчас отрабатывает свой третий срок. Что это вагоны?
Это трамвай Tatra T3. Эти вагоны обслуживают северную сеть. На северной сети средний возраст составляет 40 лет. На данный момент самые новые вагоны 2007 года, то есть, в этом году этим вагонам будет 13 лет.
В южной сети чуток лучше.
Здесь самый старый вагон 1992 года выпуска. Основа подвижного состава - вагоны 71-608К (1992-1994 г.в.)
Самые новые вагоны - 71-623-02 2012 г.в. То есть, с 2012 года поставок вагонов в Уфу не было.
Помимо Уфы, есть трамвай в Салавате. Здесь самый старый вагон 1987 г.в. в. Вагоны 71-605 являются основой подвижного состава Салаватского трамвая.
Самый новый вагон - трамвай 71-619КТ. Он был выпущен в 2009 году.
Таким образом, последний вагон был получен Салаватом 11 лет назад.
Таким образом, ситуация с трамваем в регионе не самая лучшая.
Как дела с троллейбусом?
Чуть-чуть, но лучше. Большинство троллейбусов 2000-х годов выпуска.
Самый старый - 2000 г.в. Это троллейбус БТЗ-5276-01. В 2016 году планировалось списать всё троллейбусы данной модели, но не срослось.
Самый новый троллейбус - БТЗ-52763А. Троллейбусы 2013 г.в., но поставлены в 2014 году.
Кстати, эти троллейбусы стали последними для ОАО "Башкирский троллейбусный завод".
С 2014 года новые троллейбусы в Уфу не поставляли. С 2015 по 2020 было 4 ремонта с заменой кузова. То есть, кузов новый, а частей деталей со старых троллейбусов. Причем, если первые три ещё сделаны более-менее, то последний (2049, он вышел в 2020 г.) сделан не самым лучшим образом.
Во втором троллейбусном городе Башкирии - Стерлитамаке - ситуация примерно такая же.
Но здесь самый старый троллейбус - ЗиУ-682В-012 (ВОА) 1988 г.в.
Самый новый троллейбус - опять-таки, БТЗ-52763А.
В отличии от уфимских, эти троллейбусы 2012 г.в. Таким образом, поставок троллейбусов в Стерлитамак не было 8 лет.
Конечно, было множество обещаний о закупке подвижного состава, но дальше слов дело не пошло. Даже проведение саммитов ШОС и БРИКС в 2015 году не помогло. Точнее, там был план по закупке подвижного состава, но купили лишь автобусы.
Ближе всех к закупке оказался Салават - в 2017 году там планировали купить 10 трамваев из Екатеринбурга. Была договоренность с заводом, даже тендер объявили. Но он не состоялся из-за отсутствия заявок - приобретение планировалось в лизинг.
Ещё недавно вице-премьер Андрей Назаров обещал полностью обновить подвижной состав троллейбуса за 2 года. Сейчас же получается такая ситуация - из обещанных первых 40 троллейбусов возможна поставка лишь 10, и то не факт. Сейчас всё сваливают на коронавирус, но действия властей говорят о том, что решили не выполнять это обещание с помощью закрытия троллейбуса.
С автобусами более интересно.
Самый старый известный автобус - ПАЗ-3205 1993 г в.
Самые новые автобусы - 2020 г.в.
В принципе, в Башкирии работают на пассажирских перевозках работают все классы автобусов - от малого класса в виде "Газелей" до особо большого класса - так именуемые "гармошки".
По Уфе сейчас ситуация такова, что постепенно снижается количество автобусов ГАЗ-3221. Зачастую, они меняются на другие - Газель Next. В 2019 году озвучивался план замены автобусов малого класса на средний, но вопрос так и повис в воздухе. Лишь на некоторых маршрутах, обслуживаемые микроавтобусами, появились ПАЗ Вектор.
Но проблема с подвижным составом кроется не только в обновлении. ГУП "Башавтотранс" с помощью обновления показал другую сторону вопроса - эксплуатация.
Здесь стоит рассмотреть вопрос об использовании разного подвижного состава.
Зачастую, при выборе того или иного подвижного состава, не смотрят на пассажиропоток. Итог - забитые "в мясо" Пазики и пустые гармошки.
Но тут две стороны одной медали - с одной стороны, нужно смотреть на маршрутную сеть, а с другой и на подвижной состав.
Если ныне на электротранспорте вопрос неактуален - по сути, почти весь ПС одинаковый, то на автобусе стоит очень остро.
Есть действительно раскатанные маршруты, где стабильный пассажиропоток. Но перевозчики на это мало смотрят.
Даже на самых популярных маршрутах могут работать автобусы малой вместимости.
Одно - когда это вынужденная мера - тот же НефАЗ не везде проедет. Другой вопрос - когда перевозчик может, но не хочет.
Картина более, чем печальная - перевозчики используют большой пассажиропоток с помощью микроавтобусов. Автобус с вместимостью в 22 пассажира везёт все 40. Естественно, это доставляет дискомфорт.
Но перевозчикам это мало волнует - в первую очередь интересна прибыль.
Другой момент - перевозчики не готовы менять подвижной состав на более вместительный. Они считают, что они себя не окупают.
Другой вопрос в обслуживании - никто не спорит, что проще содержать Пазик, который можно отремонтировать в гараже у дяди Вани с помощью кувалды и какой-то матери.
Более современный ПС требует создание нормальной ремонтной базы с проведением всех соответствующих процедур - ежедневный осмотр, ТО, ремонты по пробегу и многое другое.
Кроме того, требуется наличие запасных частей. Ныне с этим огромные проблемы - известны случаи того, что даже у государственных перевозчиков водители сами покупают запчасти. Часть подвижного состава стоит годами из-за отсутствия запчастей.
От качества ремонта подвижного состава напрямую зависит качество перевозок. Чем лучше обслуживание - тем больше количество выполненных рейсов.
Выводы:
- Стоит проводить поэтапное обновление подвижного состава всех видов общественного транспорта.
- Требуется создание нормальных ремзон с базой запчастей - в данном случае - доведение имеющихся до ума.
- Распределение подвижного состава в соответствии с пассажиропотоком.
Но и это ещё не всё. В следующий раз будем смотреть вопрос кадров.
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт", Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".
#общество и политика #общественный транспорт #транспорт #трамвай #троллейбус #автобус #маршрутка #подвижной состав