Найти тему
Умняша-мамаша

Искусство критики

Как мы обычно критикуем другого человека? Лучше уж не приводить примеры!)) Достаточно просмотреть десяток публикаций на Дзен, чтобы убедиться в том, что большинство из нас не владеет даже зачатками искусства критики. А между тем, умение критиковать очень полезно для эффективного общения и в семье, и в коллективе

Картинки из общедоступной сети Интернет
Картинки из общедоступной сети Интернет

Итак, формы критики:

  • Подбадривающая критика: «Сейчас у тебя не получилось. Ничего, в другой раз сделаешь лучше.»
  • Упрек: «Ну что же ты так! Я рассчитывал на тебя, а ты меня подвел»
  • Надежда: «Надеюсь, что в следующий раз такое не случится»
  • Аналогия: «Помню в молодости (в начале моей карьеры) я тоже допускал такие ошибки»
  • Похвала: «Ты справился с работой в какой-то части, но в целом можно было сделать лучше»
  • Озабоченность: «Меня заботит сложившееся положение дел, потому что весь коллектив будет наказан, если мы не выполним задание в срок»
  • Безличная критика: «Есть еще среди нас такие работники, которые плохо справляются со своими обязанностями».
  • Сопереживание: «Прекрасно понимаю ваши трудности, но это не освобождает вас от выполнения обязанностей»
  • Сожаление: «К сожалению, работу такого качества я не могу принять»
  • Удивление: «Ты все еще не сделал этого? От тебя не ожидал!»
  • Ирония: «И на это вы потратили такую уйму времени? Как теперь отчитываться будем?»
  • Намек: «Был у нас в коллективе один такой же товарищ, который не умел вовремя сдавать отчеты. В конце концов его уволили...»
  • Смягчение: «Это, конечно, не только ваша вина»
-2
  • Укоризна: «Что же вы не попросили помощи у коллектива! Задержали весь отдел!»
  • Замечание: «Это надо было сделать по-другому. Вы советовались с коллегами?»
  • Предупреждение: «В следующий раз я оштрафую вас за опоздание!»
  • Требование: «Придется все сделать заново!»
  • Вывод: «Это ваши ошибки, вам и думать, как их исправлять»
  • Совет: «Я вам советую обратиться к ... за помощью, а завтра со свежими силами переделаете работу»
  • Конструктивная критика: «Вы допустили ошибку в этом месте. Почитайте в ... как ее исправить»
  • Опасение: «Боюсь, что вам нужно еще набираться опыта для выполнения такого ответственного задания»
  • Окрик: «Стоп! Давай-ка разберемся, где ты допустил ошибку и не будем горячиться! »
  • Обида: «Как же ты мог так поступить? »
  • Покровительство: «Ничего страшного, каждый имеет право на ошибку. Давайте сядем и разберемся вместе, как ее исправить»
  • Угроза: «Мое терпение лопнуло, я вынужден вас уволить»
-3

В любом случае, критикуя человека, вы должны соблюдать некоторые правила:

1. Желательно знать критикуемого вами человека, его индивидуальные особенности. На одного лучше действует "кнут", а на другого - исключительно "пряник". Например: «Ну как же так? У вас столько талантов, а вы не захотели их применить?»

2. Если человек относится к вам явно недоброжелательно, нельзя применять только негативные оценки в критике. Их нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера или способности - т. е. метод "кнута и пряника"

3. Коллегу критикуем одними словами, подчиненных - другими.

4. Для начальника подходят далеко не все из тех видов критики, которые приведены выше.

К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть аргументированной, доброжелательной, конструктивной.

И помните: чтобы критиковать другого, вы должны быть сами образцом, примером в деятельности или поведении, за которые вы критикуете кого – то.

Благодарю за внимание, лайк и подписку
Искренне ваша УМНЯША-МАМАША