Как мы обычно критикуем другого человека? Лучше уж не приводить примеры!)) Достаточно просмотреть десяток публикаций на Дзен, чтобы убедиться в том, что большинство из нас не владеет даже зачатками искусства критики. А между тем, умение критиковать очень полезно для эффективного общения и в семье, и в коллективе
Итак, формы критики:
- Подбадривающая критика: «Сейчас у тебя не получилось. Ничего, в другой раз сделаешь лучше.»
- Упрек: «Ну что же ты так! Я рассчитывал на тебя, а ты меня подвел»
- Надежда: «Надеюсь, что в следующий раз такое не случится»
- Аналогия: «Помню в молодости (в начале моей карьеры) я тоже допускал такие ошибки»
- Похвала: «Ты справился с работой в какой-то части, но в целом можно было сделать лучше»
- Озабоченность: «Меня заботит сложившееся положение дел, потому что весь коллектив будет наказан, если мы не выполним задание в срок»
- Безличная критика: «Есть еще среди нас такие работники, которые плохо справляются со своими обязанностями».
- Сопереживание: «Прекрасно понимаю ваши трудности, но это не освобождает вас от выполнения обязанностей»
- Сожаление: «К сожалению, работу такого качества я не могу принять»
- Удивление: «Ты все еще не сделал этого? От тебя не ожидал!»
- Ирония: «И на это вы потратили такую уйму времени? Как теперь отчитываться будем?»
- Намек: «Был у нас в коллективе один такой же товарищ, который не умел вовремя сдавать отчеты. В конце концов его уволили...»
- Смягчение: «Это, конечно, не только ваша вина»
- Укоризна: «Что же вы не попросили помощи у коллектива! Задержали весь отдел!»
- Замечание: «Это надо было сделать по-другому. Вы советовались с коллегами?»
- Предупреждение: «В следующий раз я оштрафую вас за опоздание!»
- Требование: «Придется все сделать заново!»
- Вывод: «Это ваши ошибки, вам и думать, как их исправлять»
- Совет: «Я вам советую обратиться к ... за помощью, а завтра со свежими силами переделаете работу»
- Конструктивная критика: «Вы допустили ошибку в этом месте. Почитайте в ... как ее исправить»
- Опасение: «Боюсь, что вам нужно еще набираться опыта для выполнения такого ответственного задания»
- Окрик: «Стоп! Давай-ка разберемся, где ты допустил ошибку и не будем горячиться! »
- Обида: «Как же ты мог так поступить? »
- Покровительство: «Ничего страшного, каждый имеет право на ошибку. Давайте сядем и разберемся вместе, как ее исправить»
- Угроза: «Мое терпение лопнуло, я вынужден вас уволить»
В любом случае, критикуя человека, вы должны соблюдать некоторые правила:
1. Желательно знать критикуемого вами человека, его индивидуальные особенности. На одного лучше действует "кнут", а на другого - исключительно "пряник". Например: «Ну как же так? У вас столько талантов, а вы не захотели их применить?»
2. Если человек относится к вам явно недоброжелательно, нельзя применять только негативные оценки в критике. Их нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера или способности - т. е. метод "кнута и пряника"
3. Коллегу критикуем одними словами, подчиненных - другими.
4. Для начальника подходят далеко не все из тех видов критики, которые приведены выше.
К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть аргументированной, доброжелательной, конструктивной.
И помните: чтобы критиковать другого, вы должны быть сами образцом, примером в деятельности или поведении, за которые вы критикуете кого – то.
Благодарю за внимание, лайк и подписку
Искренне ваша УМНЯША-МАМАША