Найти в Дзене
Julietta BWhite

«Ну, все, Новосельцев, Ваше дело труба»

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

#кинематограф ссср

43 года назад (26 октября 1977 года) на экраны страны вышла всеми любимая комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман». В первые месяцы проката посмотреть фильм успела буквально вся страна – 58 миллионов человек, а искрометные цитаты персонажей картины сразу же превратились в крылатые фразы, которые до сих пор широко употребляются представителями самых разных поколений. Даже наша молодежь такие фразы употребляет - «на слуху же», хотя и не знают источники происхождения

Из статьи вы узнаете:

Какой в пьесе была секретарша Верочка?

Кто пробовался на роль Новосельцева и недоволен был своей?

Как всем миром создавали образ Мымры?

Как снимались многие эпизоды? И многое другое... Приятного прочтения!

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

За более чем 40 лет и жизнь в стране изменилась, и сама страна тоже. Однако фильм по-прежнему собирает у экранов телевизоров миллионы людей, которые, как и раньше,ждут превращения Мымры в красавицу и счастливого завершения служебного романа.

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

«Мы ее называем «наша Мымра». Конечно, за глаза»

Актеры для этого фильма подобрались очень быстро, поскольку у Рязанова оставались ценные «резервы» после кинопроб в предыдущих картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!», в нем же были в числе претендентов на роли Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой.

На роль Калугиной режиссер сразу же определил Фрейндлих. К счастью, это один из немногих случаев в отечественном кино, когда Рязанову без кинопроб и утверждений через худсовет разрешили снимать тех актеров, каких он хотел.

Для создания правдоподобного образа директорши-мымры, режиссер и актриса долго искали подходящую одежду. В самых отдаленных уголках костюмерных «Мосфильма» они подбирали бесформенные непонятного цвета и размера юбки и пиджаки. Но все-таки для завершения образа не хватало какой-то детали. Как всегда, помог случай. Оператор картины Владимир Нахабцев на всякий случай принес старые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то стало понятно - «мымра» готова появиться на площадке.

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

«У меня двое детей: мальчик и... мальчик»

После фильма «Ирония судьбы...» Рязанов рисковал, решив снова пригласить на главную роль Андрея Мягкова, которому и в «Служебном романе» предлагался образ недотепы-интеллигента. Но режиссер попал в точку, считая, что Анатолия Ефремовича Новосельцева должен играть только Мягков. Хотя с решением Рязанова был не согласен Басилашвили. Олег Валерьянович видел исключительно себя в роли Новосельцева и всячески пытался доказать это Эльдару Александровичу. Роль же Юрия Григорьевича Самохвалова актеру не очень нравилась, но уже в процессе работы он признал, что Рязанов верно распределил роли. Правда, из-за этого верного распределения больше всего пострадали гримеры. Басилашвили, как и Фрейндлих, пришлось жить на два города, постоянно уезжая в Ленинград на спектакли и репетиции. И гримеры колдовали над актером не один час, чтобы уставшему Басилашвили «нарисовать» довольное и лощеное лицо Самохвалова. Обратную процедуру они проделывали с Мягковым, превращая его в неухоженного холостяка Новосельцева.

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

Актерские экспромты и гениальные импровизации

В связи с многочисленными актерскими экспромтами во время съемок фильма, материала отсняли намного больше, чем вошло в окончательный вариант (почти на три серии вместо двух).

По словам Эльдара Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у нее дома - исключительная импровизация этих двух актеров, сыгранная на высшем уровне актерского мастерства. Можно представить, как замирало сердце у слабой половины кинозрителей при просмотре этого невероятно лиричного и чувственного эпизода.

Также гениальной импровизацией была бесподобная сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной на торжестве у Самохвалова.

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

«Поставьте веру на место и не смейте ее трогать руками!»

«Служебный роман» снят по пьесе «Сослуживцы», написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским всего за месяц. В пьесе секретарша Вера — молодая длинноногая красавица. Но когда Рязанов и Брагинский писали сценарий для фильма, то Верочку они изменили под Ахеджакову. Актриса не была длинноногой красоткой, поэтому ее героине досталось от секретарши из пьесы только то, что она слыла модницей.

Изначально Верочка была представлена как замужняя дама и на роль супруга приглашали Михаила Светина. Но в последний момент от этой идеи решили отказаться. Потом Ахеджаковой «сватали» Александра Фатюшина. Его герой должен был постоянно выбирать между женой и мотоциклом, из-за чего супруги постоянно ссорились. Успели даже снять несколько сцен с Фатюшиным и Ахеджаковой, но актер неожиданно заболел и был вынужден лечь на операцию.

Эльдар Александрович ждал, сколько мог, возвращения Александра, но Фатюшин так и не вернулся на съемочную площадку. Поэтому в картине осталось лишь несколько крохотных эпизодов с его участием, а Вере пришлось ругаться со своим мужем исключительно по телефону.

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

«А идите вы... в бухгалтерию!..»

Как-то Людмиле Ивановой позвонила жена Андрея Мягкова и рассказала ей радостную новость. Оказывается, режиссер Рязанов, у которого актриса давно мечтала поработать, хочет попробовать ее на роль профсоюзного работника в свою новую комедию. Правда, Людмиле Ивановне не сказали, что у нее были конкурентки — Римма Маркова и Нина Агапова. Но Иванова, которая была председателем месткома в «Современнике», была убедительнее других, и именно она сыграла общественницу Шурочку. Эльдар Александрович разрешил всем актерам импровизировать на площадке, «успокаивая» при этом, что все ненужное потом вырежет. В результате в фильм не вошла часть сцены, в которой появляется живой Бубликов. Зрители не увидели, как Шурочка бегает по институту и кричит, что не виновата и сама бы померла, только фамилия у нее другая. А «умерший» Бубликов идет на нее с кулаками. Перед съемками этой сцены Рязанов подговорил актрису, чтобы она при виде Бубликова закричала: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» А ничего не подозревающий актер Петр Щербаков на крик своей партнерши тут же среагировал: «Товарищи, спасибо за все!» После фильма Людмила Иванова ушла из месткома «Современника», но ее тут же выбрали в депутаты.

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника
«Я не доживу, я на вредной работе!»
Удивительно, но «Служебный роман» был принят всеми чиновниками настолько положительно, что его тут же было решено выдвинуть на Государственную премию СССР. Однако почетную премию получили все, кроме исполнительницы главной роли Фрейндлих. Оказывается, по правилам того времени подобные награды нельзя было давать раньше, чем через два года после предыдущей. А у Алисы Бруновны уже была премия за театральную роль.

Любопытно знать

Слова музыкальной визитной карточки фильма – песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашел), но он передал их композитору фильма Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот «подлога» не почувствовал, но после того, как узнал истинное авторство, многие стихи известных, знаменитых поэтов, предлагаемые Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, казались ему стихами самого Рязанова.

В следующем году песня стала лауреатом фестиваля Песня-78. А дуэт Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова был настолько успешным, что в 1978 году их признали лучшими актерами года.

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

Цитаты

Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает.

Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем.

А это Шура — симпатичная, но, к сожалению, активная. Когда-то её выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно.

Она в принципе не знает, что на свете бывают дети. Она уверена, что они появляются на свет взрослыми, согласно штатному расписанию, с должностью и окладом.

— Вы купили новые сапоги, Вера?

— Да вот еще не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится?

— Очень вызывающие. Я бы такие не взяла. А на вашем месте интересовалась бы сапогами не во время работы, а после нее.

— Значит, хорошие сапоги, надо брать.

— Она немолодая, некрасивая, одинокая женщина…
— Она не женщина, она директор.

— Почему вы все время виляете? Что вы за человек? Я не могу вас раскусить!
— Не надо меня кусать! Зачем раскусывать?

— Вы утверждали, что я черствая!
— Почему? Мягкая!
— Бесчеловечная!
— Человечная!
— Бессердечная!

— Сердечная!
— Сухая!
— Мокрая!

— Грудь вперед!
— Грудь? Вы мне льстите, Вера.
— Вам все льстят!

Понимаете, Бубликов умер… а потом он не умер…

— Не перебивайте, пожалуйста! Я и сам собьюсь.

У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать.

— Короче говоря, я уже подписала приказ о вашем назначении начальником отдела.
— За что? Что я вам такого сделал плохого?

— Пишите, пишите!
— Не торопите меня, я не пишущая машинка!

— Плохо учились в школе? Я так и знала, что вы — бывший двоечник!
— Оставим в покое мое темное прошлое.

— Ничего не скажешь, вы настоящий современный мужчина!
— Какое вы право имеете меня так оскорблять?!

— Не бейте меня по голове, это мое больное место!
— Это ваше пустое место!

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было познавательно и интересно. Жду от вас лайки и буду рада видеть вас в подписчиках!