Найти в Дзене

Декор загородного дома. Палитра фасадных решений

Вуль О.А., зав. кафедрой «Искусство интерьера» Балтийского института экологии, политики и права, преподаватель Международной школы дизайна

Традиционные виды деревянного декора, резные ажурные украшения фасадов, были распространенны в отделке русских дач и загородных домов конца XIX - начала XX столетия. Такие варианты декора широко представленны в «Архитектурной энциклопедии XIX века» В.Г. Барановского (том «Виллы, дачи, загородные дома»).

«Архитектурная энциклопедия XIX века» В.Г. Барановского
«Архитектурная энциклопедия XIX века» В.Г. Барановского

Перед вами откроется удивительный мир сказочных наличников, балконов, резных перил, - настоящее кружево из дерева. Данный стиль декора, безусловно, имеет национальные истоки, уходя корнями в русское деревянное зодчество, и в конце XIX столетия интерес к нему был вызван популярностью идеи возрождения самобытной культуры России. Проекты домов с обилием деревянной резьбы нередко создавались в те годы дипломированными архитекторами, представляя собой творческую переработку национального наследия. Некоторые примеры таких построек до недавних пор сохранялись в Ленинградской области, многократно ремонтируемые и потерявшие часть декора, но не утратившие ни гармоничности пропорций, ни обаяния уюта старинного деревянного дома.
В русской архитектурной практике XIX и начала ХХ столетий был распространен еще один примечательный тип жилого дома, по характеру напоминающего загородный. Располагались такие дома-особняки в городских парках, на тенистых улицах; в Санкт-Петербурге множество подобных зданий существует на Каменном острове.

«Сахарная голова», особняк Э. Г. Фолленвейдера. Архитектор Роберт-Фридрих (Роман Федорович) Мельцер, 1904–1905 гг. Каменный остров, Большая аллея, 13
«Сахарная голова», особняк Э. Г. Фолленвейдера. Архитектор Роберт-Фридрих (Роман Федорович) Мельцер, 1904–1905 гг. Каменный остров, Большая аллея, 13
-3

Как правило, эти дома возводились по индивидуальным проектам; нередко в их фасадах можно увидеть исторические архитектурные мотивы и контрастные сочетания отделочных материалов. Так, часто цоколь здания облицовывался камнем, а его верхняя часть штукатурилась. Нередко оконные и дверные проемы декорировались лепными элементами; в некоторых случаях архитекторами использовались деревянные раскладки, имитирующие фахверковую архитектуру. Поверх штукатурки могли появиться и деревянные декоративные детали; порой вся верхняя часть здания, стоявшего на каменном цоколе, выполнялась из дерева; металлические или крытые яркой черепицей крыши довершали запоминающийся силуэт.

Дача Клейнмихель, архитекторы Прейс К. Г., Претро И. А. (1904 г.),  Мейбом К. К. (перестройка в неоготическом стиле, 1911-1912 гг) Каменный остров, наб. р. Крестовки, 12
Дача Клейнмихель, архитекторы Прейс К. Г., Претро И. А. (1904 г.), Мейбом К. К. (перестройка в неоготическом стиле, 1911-1912 гг) Каменный остров, наб. р. Крестовки, 12

Таким образом, сочетания материалов, считающихся сегодня традиционными, были самыми разнообразными, что соответствовало характеру стиля «модерн», распространившегося в России на рубеже XIX и XX столетий. В этот же период в отделке фасадов начала широко применяться керамическая плитка; появлялись даже мозаичные панно. Известный пример фасадного использования мозаики широкий фриз с растительным мотивом, охватывающий верхнюю часть наружных стен особняка Рябушинского, построенного в Москве по проекту Ф.О. Шехтеля в 1900-1902 гг.

Особняк Рябушинского, фото из открытых источников
Особняк Рябушинского, фото из открытых источников

Самое беглое перечисление исторических предпосылок появления сегодняшней палитры фасадного декора в частном строительстве показывает, насколько эта тема связана с национальными культурными традициями. Действительно, если облик современных высотных зданий может, при всей индивидуальности проектов, быть достаточно универсальным для городской среды эпохи постмодернизма, индивидуальное загородное строительство всегда представляет собой тонкое взаимодействие с окружающей природой и пожеланиями владельцев дома.

-6