Вуль О.А., зав. кафедрой «Искусство интерьера» Балтийского института экологии, политики и права, преподаватель Международной школы дизайна
Традиционные виды деревянного декора, резные ажурные украшения фасадов, были распространенны в отделке русских дач и загородных домов конца XIX - начала XX столетия. Такие варианты декора широко представленны в «Архитектурной энциклопедии XIX века» В.Г. Барановского (том «Виллы, дачи, загородные дома»).
Перед вами откроется удивительный мир сказочных наличников, балконов, резных перил, - настоящее кружево из дерева. Данный стиль декора, безусловно, имеет национальные истоки, уходя корнями в русское деревянное зодчество, и в конце XIX столетия интерес к нему был вызван популярностью идеи возрождения самобытной культуры России. Проекты домов с обилием деревянной резьбы нередко создавались в те годы дипломированными архитекторами, представляя собой творческую переработку национального наследия. Некоторые примеры таких построек до недавних пор сохранялись в Ленинградской области, многократно ремонтируемые и потерявшие часть декора, но не утратившие ни гармоничности пропорций, ни обаяния уюта старинного деревянного дома.
В русской архитектурной практике XIX и начала ХХ столетий был распространен еще один примечательный тип жилого дома, по характеру напоминающего загородный. Располагались такие дома-особняки в городских парках, на тенистых улицах; в Санкт-Петербурге множество подобных зданий существует на Каменном острове.
Как правило, эти дома возводились по индивидуальным проектам; нередко в их фасадах можно увидеть исторические архитектурные мотивы и контрастные сочетания отделочных материалов. Так, часто цоколь здания облицовывался камнем, а его верхняя часть штукатурилась. Нередко оконные и дверные проемы декорировались лепными элементами; в некоторых случаях архитекторами использовались деревянные раскладки, имитирующие фахверковую архитектуру. Поверх штукатурки могли появиться и деревянные декоративные детали; порой вся верхняя часть здания, стоявшего на каменном цоколе, выполнялась из дерева; металлические или крытые яркой черепицей крыши довершали запоминающийся силуэт.
Таким образом, сочетания материалов, считающихся сегодня традиционными, были самыми разнообразными, что соответствовало характеру стиля «модерн», распространившегося в России на рубеже XIX и XX столетий. В этот же период в отделке фасадов начала широко применяться керамическая плитка; появлялись даже мозаичные панно. Известный пример фасадного использования мозаики широкий фриз с растительным мотивом, охватывающий верхнюю часть наружных стен особняка Рябушинского, построенного в Москве по проекту Ф.О. Шехтеля в 1900-1902 гг.
Самое беглое перечисление исторических предпосылок появления сегодняшней палитры фасадного декора в частном строительстве показывает, насколько эта тема связана с национальными культурными традициями. Действительно, если облик современных высотных зданий может, при всей индивидуальности проектов, быть достаточно универсальным для городской среды эпохи постмодернизма, индивидуальное загородное строительство всегда представляет собой тонкое взаимодействие с окружающей природой и пожеланиями владельцев дома.