Найти тему
Olga Wood and Books

// План: до - во время - после

Составленный в самом начале работы план стесняет работу воображения, подсознания, ограничивает ассоциативную способность. Творчество приобретает слишком обдуманный, чтобы не сказать - надуманный характер. Я рекомендовал бы начинать с другого: с оживления людей, с оживления главных действующих лиц. Второстепенные персонажи, разумеется, могут появиться и ожить во время дальнейшей работы; но главные персонажи - всегда есть уже в самом начале. И вот надо добиться - всё тем же самым приёмом "сгущения мысли", о котором говорит Флобер, - надо добиться, чтобы эти главные персонажи стали для вас живыми, ожили. Надо, чтоб вы видели их - видели прежде всего, видели в каждом из них всё бросающееся в глаза. Надо, чтобы вы знали, как кто ходит, улыбается, здоровается, ест. Затем вы должны услышать голос каждого, тембр этого голоса; вы должны подметить особенности в манере говорить у каждого из действующих лиц. То есть вы должны судить о своих персонажах так же, как вы судите о незнакомом человеке: вы наблюдаете его извне, и отсюда, индуктивным путём, от частностей - восходите к общему. Когда вы узнаёте действующих лиц снаружи, вы уже будете детально знать их и внутри; вы будете детально знать характер каждого из них; вам будет совершенно, безошибочно ясно: кто что из них может и должен сделать. Тогда и определится и сюжет, определится окончательно и правильно. И только тогда можно набросать план.
"Техника художественной прозы"
Евгений Замятин

Первая моя книга написалась настолько интуитивно и ситуативно, что казалось, я и дальше буду работать в подобном темпе. Никаких планов и подробных набросков не было. По ходу действия у меня пару раз менялась идея концовки, да и путь героев тоже претерпевал изменения. Так писать меня устраивало: можно было сесть и настрочить всё, что хочешь. Порой получалось некрасиво, но где наши не пропадали - менять не страшно. Страшно застопориться.

Пару раз приходилось останавливаться и хоть немного продумать наперёд действия, чтобы в ближайшие дни была возможность писать без запинки, на одном дыхании, быстро и чётко. Наброски не были похожи на, так называемый, план - просто общая идея, просто намётки.
Но вот, совсем недавно, у меня в голове возник рассказ. Причём его сюжет был законченный, цельный и такой подробный, что пришлось скоренько записать все эти детальки, чтобы по дороге не потерять их, и дальше вплести их в историю. 

И вот теперь случилась беда: после того, как я записала начало, у меня пропало желание заканчивать историю. То есть получилось так, что я знаю концовку, знаю к чему всё приведёт и по какой из тропок будут двигаться герои.

Возможно цитата Замятина (см. выше) не так сильно подходит под эту грустную историю не творческого кризиса, а маленькой лености, но она хотя бы подсказывает, что для начала стоит продумать персонажей, которые намекнут на сюжет, на развитие.

Теперь я для себя решила, что подробный план, до того пока не напишу хотя бы половину текста, составлять больше не буду. Такая работа не для меня. Мои истории должны писаться по наитию, а не вырастать из каких-то детальных росписей.

P.S. А я ещё раз стеснительно прорекламлю свою книгу, с которой можно бесплатно ознакомиться на ЛитРес и на MyBook.