Далеко не все туристы знают, что делать, если отменили рейс на самолет. При отсутствии официального обращения к сотрудникам аэропорта никто не будет предлагать компенсацию или другие услуги, прописанные в кодексе. Поэтому стоит знать, на что можно рассчитывать при задержке или полной отмене оплаченного рейса.
regus.ua
Современное законодательство старается максимально защитить интересы пассажиров и дать им больше шансов при спорах с авиалиниями. И все же часто люди не знают, что именно им положено получать в тех или иных случаях. Поэтому распишем информацию максимально подробно.
Кто виноват?
Причины, по которым могут отменить рейс, бывают разными. Важно различать те, в которых виноват сам перевозчик и форс-мажоры, повлиявшие не только на ваши планы, но и на график работы авиакомпании. Так, рассчитывать на компенсацию и другие бонусы можно лишь в таких случаях:
- Неправильно сформированное расписание перелетов, нестыковки.
- Экипаж самолета не подготовил вовремя салон.
- При овербукинге, то есть когда продано больше билетов, чем существует посадочных мест.
- Если владельцы компании решили, что данный рейс невыгодный в финансовом плане.
- Другие ситуации, при которых сотрудники аэропорта не могут дать вразумительного объяснения, почему вылет задерживается.
dcdn.lt
Но бывает и так, что виноватых в отмене рейса нет, и убытки терпят обе стороны. Нужно четко понимать, в каких случаях вы не можете требовать от авиакомпании какого-либо возмещения или компенсации:
- если вылет невозможен из-за погоды, например, идет сильный затяжной дождь или снег, метель, град и пр.;
- природные катаклизмы (ураган, землетрясение, извержение вулкана);
- в стране объявили военное положение;
- случаи террористической атаки;
- при прекращении или существенном ограничении количества допустимого груза;
- забастовки персонала аэропорта или авиалинии;
- серьезные технические неполадки самолета, угрожающие жизни всех пассажиров.
На что можно рассчитывать?
Если вылет отменяют, тогда вам нужно обратиться к стойке регистрации и узнать причину. Когда рейс отменен авиакомпанией по ее вине, тогда есть несколько вариантов того, что вы можете потребовать:
- Возврат билета, его полной стоимости или частичная компенсация морального ущерба. Здесь существует множество ситуаций, которые отличаются друг от друга.
- Предложение альтернативы, как добраться до места назначения – услуги другого перевозчика, рейс в иное время или день, измененный маршрут, например, с пересадками.
travelalerts.ca
Вам желательно зафиксировать любым доступным способом сам факт отмены или задержки рейса. Для этого делают отметку в билете на стойке регистрации в аэропорту, получают соответствующую справку, можно сфотографировать электронное табло, на котором указано, что вылет отменили.
Сотрудники авиалинии обязаны в таком случае сразу предложить несколько вариантов альтернативного пути, поменять бесплатно билеты или же вы можете подать заявку на возвращение денежных средств и выплату компенсации. Конкретные правила, по которым это осуществляется, зависят от той страны, где отменили рейс.
В России на этот счет действуют «Общие правила авиаперевозок» и «Воздушный кодекс». Также есть отличия внутренних законов у каждой авиалинии. Чаще бюджетные компании указывают изначально, что они полностью снимают с себя любую ответственность за сорванный рейс. В европейских странах действует Монреальская конвенция и другие местные законы, предполагающие более лояльное отношение к пассажирам.
Так, если отменили рейс при путешествии в пределах Российской Федерации, тогда Воздушный кодекс обещает вернуть компенсацию в размере 25% от МРОТ, но не более половины стоимости от самого билета. На 2017 год МРОТ составляла 7800 рублей. То есть ваши ожидания могут быть достаточно скромными.
Если же это был международный рейс, тогда согласно Монреальской конвенции перевозчик обязан выплатить компенсацию, которая высчитывается по специальному курсу заимствования (SDR). На сегодняшний день максимальный размер такой выплаты составляет 380 000 рублей.
solaress.net
При покупке билетов с пересадкой могут возместить убытки сразу за весь маршрут. Но если вы приобретали отдельные секции, независимые друг от друга, то чаще компенсацию выплачивают лишь за ту часть пути, где отменили рейс. В Европе размер выплат может отличаться в зависимости от того, за сколько дней вас предупредили об этом и от дальности перелета. Чаще сумма колеблется в пределах 100-600 евро.
При длительной задержке рейса
Если вы уже находитесь в аэропорту, а вылет задерживают на какое-то время, тогда независимо от причины обстоятельств вы имеете право рассчитывать на некоторые дополнительные услуги:
- При ожидании самолета в течение двух часов пассажирам предоставляют напитки, но не алкогольные. Также вы можете воспользоваться телефоном и совершить два звонка длительностью не более пяти минут или же отправить два электронных сообщения.
- Если приходится ждать своего рейса дольше 4 часов подряд из-за задержки по объективным обстоятельствам, тогда всем пассажирам обязаны выдать горячее питание. А при более длительном ожидании его подают каждые 6-8 часов.
- При задержке рейса на 8 часов в дневное время или же на 6 в ночное предоставляется номер в гостинице. И вы имеете полное право требовать отдельную комнату, чтобы не жить с чужими людьми. Дополнительно к этому авиалиния оплачивает трансфер до отеля и обратно.
- При совершении путешествия с детьми, которые не достигли 7 лет, персонал обязан открыть комнату матери и ребенка.
crashonline.gr
Все эти привилегии не даются автоматически. Их придется требовать и самостоятельно напоминать персоналу аэропорта о таких обязанностях. Поэтому еще до совершения полета лучше проверить все законы согласно защите прав потребителей и изучить Воздушный кодекс, чтобы точно знать, на что вы можете рассчитывать в различных непредвиденных ситуациях.
Вернут ли деньги?
При таких же задержках в европейских странах авиакомпании обещают возместить моральный ущерб в виде денежной компенсации. Ее размеры отличаются в зависимости от дальности следования и длительности задержки рейса:
- При ожидании самолета в течение трех часов или меньше в аэропорту никаких выплат не предвидится.
- Но если это время затянулось дольше, а перелет совершается на расстояние до 1500 км, тогда компенсация составляет 250 евро.
- При более дальнем рейсе она увеличивается до 400.
- Чуть меньшая денежная выплата (300 евро) оформляется тем, у кого билет был в направлении около 3500 км, а ожидать его пришлось от 3 до 4 часов.
- Если задержка произошла на 4 часа и дольше, а расстояние до конечного пункта составляет не меньше 3500 км, тогда можно рассчитывать на выплату максимальной суммы в 600 евро.
Есть правило, согласно которому при длительной задержке рейса больше, чем на пять часов авиакомпания обязана выплатить полную стоимость билета.
Важно, чтобы заявление о компенсации оформлялось именно в той стране, где и произошла задержка или отмена рейса. Подать его нужно как можно раньше. Каждая авиакомпания имеет свои сроки рассмотрения подобных претензий, а возврат денег осуществляется на протяжении недели или месяца со дня обращения.
traveldv.ru
При этом напишите заявление и соберите все документы, подтверждающие, что вы потерпели убытки:
- копии билетов или посадочных талонов;
- другие бумаги, доказывающие, что из-за отмены рейса вы пропустили важное мероприятие (концерт, соревнование);
- броня в отеле и пр.
Вместе с этим нужно предоставить и копии своего паспорта, а также можно приложить к заявлению фото табло с информацией о задержке или отмене вылета. Важно подать претензию в письменном виде, потому что электронное сообщение или устный разговор с представителями аэропорта не рассматривают как официальное обращение.
Иногда доказывать свою правоту приходится через суд. Хотя крупные международные авиалинии стараются возместить стоимость билетов до судебного спора, если вы подаете заявку в оговоренный срок и предоставляете все доказательства. В том случае, когда авиабилеты были куплены через туристическое агентство, а также при отмене чартерного рейса, следует ожидать выплату компенсации от вашего туроператора.
Подобными вопросами занимаются и специальные сторонние сервисы, например, Compensair, Refund.me и другие. Они помогают оформить все претензии в нужном виде и добиться выплаты. Но за свои услуги потребуют вознаграждение, которое обычно составляет около 25% от выплаченной суммы. Если же возмещения убытков не удается добиться, тогда оплата не производится.
Видео: что делать, если ваш самолет отменили?
Овербукинг
Довольно часто случается ситуация, когда вас не могут посадить на рейс по причине продажи большего числа билетов, чем это предвидено. Сотрудники авиалинии допускают подобное из предположения, что часть пассажиров отказывается от полета в последний момент. В таком случае человек может приехать в аэропорт на регистрацию и окажется, что уже все места заняты. Что делать в таком случае?
Тогда предлагают следующие варианты решения проблемы:
- При наличии свободных мест в бизнес-классе вас без дополнительной оплаты пересадят в лучшую часть салона.
- Предложат поменять рейс на аналогичный.
- При невозможности совершить первое и второе действие сотрудник аэропорта обязан поставить на билете особую пометку, с которой вы обращаетесь за возмещением убытков.
Чтобы не допустить подобной ситуации лучше начинать регистрацию на рейс, как только открывается такая возможность. Для этого заранее приезжайте в аэропорт или же воспользуйтесь онлайн-сервисом, с помощью которого можно совершить данную процедуру даже не выходя из дома.