Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.41): ВЕРА В ДЕЙСТВИИ

Оглавление

(Евр. 11:4, 5, 7)

Как работает вера? Что это, просто умственное согласие? Она дремлет в сердце и никогда не проявляет себя в действии? Как выглядит вера, когда она живая, трепещущая, надеющаяся? Как её увидеть?

В этом месте своего рассказа о вере автор Послания к евреям вставляет рассуждение о ветхозаветных праведниках. Он начинает с Авеля, Еноха и Ноя (ст. 4, 5, 7). Затем он перечисляет тех, которые в вере послушно шли туда, куда укажет Бог: это Авраам, Исаак, Иаков и Сарра (11:8–16). Третья группа — те, кто прошёл испытание страданием: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф и Моисей (ст. 17–28). Взглянув на имена в стихах 4, 5, 7, мы увидим примеры истинной веры в действии.

АВЕЛЬ: ВЕРА, ВЫРАЖЕННАЯ В ПОКЛОНЕНИИ (11:4)

«Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё».

Авель поступил по вере, а Каин, по всей видимости, следовал собственным рассуждениям. Он, наверное, думал так: «Если эта жертва хороша для меня, то должна быть хороша и для Бога». Он руководствовался не верой, и в результате его жертва была признана значительно хуже Авелевой. Его жертва косвенно указывает на то, что у него не было настоящего чувства греха. Бог знал сердца обоих сыновей Адама. Его суждение о Каине подтверждается последующим действием того в отношении своего брата.

Это, вероятно, не означает, что жертва Авеля была принята только лишь потому, что она имела гораздо большую самостоятельную ценность. Скорее, дело было в том, что он принёс её «верою». Он поступил хорошо в том смысле, что был праведным и жил верой. Что собственно принёс Каин, мы не знаем и никогда знать не будем. Однако в тексте ясно сказано, что Авель принёс жертву «верою», так что именно расположение сердца Авеля сделало его праведным пред Богом и стало главным отличием между ним и братом.

То, что Авель принёс жертву «верою», явно говорит о том, что он получил повеление жертвовать так, как он и сделал. Вера приходит от слышания Божьего слова (Рим. 10:17). Мы можем догадываться, что он услышал Божье слово о жертвах и повиновался ему. Можно также предположить, что частью Божьей воли было принесение в жертву животных. Повиновение от сердца гораздо лучше любой жертвы (1 Цар. 15:22), но жертва всё же требовалась. Это подчёркивает ту истину, что жертва нечестивого мерзость пред Богом (Прит. 15:8). Истинная вера, о которой говорится в Послании к евреям, включает в себя послушание. «Итак, от него мы узнаём, что вера означает поворот от человеческой мудрости к Божьему откровению и ежедневное повиновение ему, пока оно не приведёт нас к такому общению, которое не в силах разорвать даже смерть!» (Стедман).

Каин, принёсший Богу лучшее, исходя из собственного разумения, был надменным рационалистом. Авель же был смиренным рабом, трепетавшим перед словом Господа. Его внутреннее расположение можно сравнить с чувствами Павла в Деян. 9:6: «Господи! Что повелишь мне делать?» Вот в чём реальное отличие веры от самонадеянности. Каин рассердился и возмутился, когда узнал, что Бог отверг его приношение (Быт. 4:5). Вместо того чтобы убивать своего брата, ему нужно было согласиться с этим предупреждением, покаяться и принести Господу другую жертву. Очевидно, на пути какого бы то ни было реального покаяния у него встала его гордость.

Авель «получил свидетельство» (мартирео). Как это произошло, нам не сказано. Возможно, Бог послал огонь, который пожрал жертву, как Он это сделал с жертвой Илии в 3 Цар. 18:38. Разумеется, в случае жертвы Каина никакого свидетельства одобрения не было. В Быт. 4:6, 7 Бог говорил с Каином. Возможно, Он говорил и с Авелем, выразив Своё одобрение. Он мог чётко указать, что один был праведный, а другой злой, «от лукавого» (1 Ин. 3:12). Зло всегда ненавидит добро.

Автор Послания к евреям этими несколькими стихами подтверждает, что он верит всей книге Бытие. Будет непоследовательно, если мы станем говорить: «Новый Завет я принимаю, а Ветхий — нет». Авель «говорит ещё» словами, навеки зафиксированными в Писаниях. Его дела продолжают следовать за ним и через много-много лет после его смерти (Отк. 14:13). Они говорят: «Я был спасён верой. Если вы, евреи, хотите спастись, то должны, как и я, поступать по вере». По сути, человек может больше «сказать» после своей смерти, чем при жизни, так как другие часто больше ценят его жизнь и личные качества после того, как потеряли его, нежели когда он был с ними. Своей образцовой верой Авель ещё говорит людям XXI века через откровение Писаний, ободряя нас и уча исполнять волю Отца, как исполнял сам. Он заверяет, что даже в смерти будет оправдание и справедливость, и потому становится ясно, что Бог всё совершает ко благу (см. Рим. 8:28). Кровь Авеля всё ещё «вопиёт… от земли» (Быт. 4:10). Полный и справедливый ответ на эти вопли будет дан в Судный день.

Кровь Иисуса говорит «лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:24), ибо Его кровь объявляет во всеуслышание: «Сегодня прощение возможно». Авель вместе со святыми мучениками новозаветных дней молит о правосудии и лишь узнаёт, что оно свершится, когда список мучеников будет завершён (Отк. 6:9–11). Из Лк. 11:51 можно сделать вывод, что наказание за смерть праведных пророков-мучеников падёт на голову того поколения иудеев, которые отвергли Христа во время Его земного служения. Это будет частичное подтверждение несправедливого отвержения Иисуса, о котором всем станет известно на последнем суде.

ЕНОХ: ВЕРА, ВЫРАЖЕННАЯ В ХОЖДЕНИИ ПРЕД БОГОМ (11:5)

«Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу».

Краткий рассказ о Енохе находится в Быт. 5:21–24; стих 24 цитируется в нашем тексте. В Иуд. 14 нам говорится, что Енох был пророком. Он, вероятно, был «проповедником правды», как и Ной (2 Пет. 2:5). Из книги Бытие мы узнаём, что он стал ходить пред Богом после рождения сына Мафусала. Многие решают жить с Богом только после рождения ребёнка; обретя такой драгоценный дар, человек начинает осознавать свою полную ответственность перед Богом. Он начинает понимать, что нуждается в дополнительной помощи, чтобы поставить дитя на путь, по которому оно должно будет пойти (Прит. 22:6).

За свою праведную жизнь пред Богом Енох был перенесён с земли на небеса «так, что не видел смерти». (Подобное произошло только с ним и Илиёй; 4 Цар. 2:1, 11). Это было настоящее «восхищение», поскольку он был «переселён», или «вознесён», «перенесён», «взят» (метатитеми), как пишется в разных переводах. («Восхищение» — это буквально когда кто-то «взят и вознесён»). Септуагинта, по которой автор «Евреям» часто цитирует, говорит, что Бог «взял его» (Быт 5:24). Енох просто «поменял стороны», перейдя из физической области в духовную, из одной стороны в другую, или от земного к небесному.

То же слово («взят», «переселён») употреблено в Деян. 7:16, где сказано о перенесении тела Иакова в Сихем. В Гал. 1:6 Павел употребляет его, говоря о внезапной перемене доктринальных верований галатов (как будто они были внезапно схвачены и унесены в заблуждение, «к иному благовествованию»). Это же слово встречается в Евр. 7:12, где речь идёт о перемене закона.

Интересно, видел ли кто-нибудь из друзей или братьев, как Енох уходил от них, как Елисею было разрешено увидеть уход Илии (4 Цар. 2:1–14)? Искал ли кто-нибудь тело Еноха, как другие позже искали тело Илии (4 Цар. 2:17)? На это может указывать фраза «и не стало его». Енох был переселён на другую сторону жизни (о чём также говорит слово метатитеми). В Современном Переводе есть указание на то, что его тело всё же искали: об этом свидетельствуют слова «и не смогли найти его». Им было непонятно, куда он делся, но всё же они могли кое-что знать о конечном пункте, куда он направлялся, если знали, пред Кем он ходил каждый день, прежде чем исчезнуть. Он наверняка делился с кем-нибудь, что говорил с Богом, а Бог говорил с ним.

Стих 5 не говорит, что «его вера переселила его». Это Божья любовь и благосклонность к нему определила, чтобы из всех живших на то время на земле именно этот человек получил привилегию войти на небеса, минуя долину смерти.

Прежде чем вознестись к Богу, Енох получил хвалебное откровение о его духовном хождении пред Богом. Это служит для нас свидетельством его праведной жизни в вере. Было ли сказано его сыну Мафусалу об этом откровении, чтобы его знание Бога побудило и его всю жизнь жить праведно? Если он жил в соответствии с этим знанием, то, возможно, в этом причина, что Бог позволил ему жить дольше кого бы то ни было другого из указанных в Писаниях: его возраст 969 лет; Быт. 5:27. Енох, наверное, открыл своему сыну, где он хотел быть и куда отправился. По втором пришествии Христа живые праведники будут переселены подобным же образом (1 Кор. 15:51, 52; 1 Фес. 4:13–18).

Писания заявляют, что Енох до своего переселения общался с Богом. Человек должен иметь подобное общение через веру, ходя в свете, иначе он не сможет измениться, чтобы встретиться с Христом в славе (1 Ин. 1:6, 7; 3:2–6).

Чудесное избавление Еноха от смерти стало возможно благодаря вере. В Евр. 11:6 разъясняется необходимость такой веры. Его вера и послушание были ещё при его жизни угодны Богу.

НОЙ: ВЕРА, ВЫРАЖЕННАЯ В ДЕЛЕ (11:7)

«Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир и сделался наследником праведности по вере».

Пример веры Ноя показывает нам, что верующий в Бога знает, что Он исполнил обещанное, даже когда почти или вовсе нет других свидетельств, что это произойдёт (Быт. 6—9; Иез. 14:12–14). Вера Ноя была поистине уверенностью «в невидимом» (ст. 1). От первого предупреждения до наступления потопа могло пройти сто двадцать лет (Быт. 6:3). С человеческой точки зрения, наверное, смотрелось глупо, когда человек далеко от большой воды (как мы представляем, это было) строил такую огромную лодку. Он был объектом насмешек, а его работу люди, вероятно, окрестили «глупость Ноя». Но он сохранял веру в посланное ему Божье откровение и продолжал строить ковчег, пока не закончил его.

Потоп стал для нас примером. Несмотря на предупреждения, он пришёл «нежданно-негаданно», как придёт Христос, чтобы судить (Мф. 24:37–39; Лк. 17:26, 27). Ной был предупреждён «о том, что ещё не было видимо», так как не было никаких явных признаков предстоящего потопа и вряд ли, чтобы до того времени случался хоть какой-нибудь потоп. Ной послушался Бога, «благоговея», или «богобоязненно», «в благоговейном страхе» (см. современные переводы). Страх перед Божьим гневом, несомненно, является элементом благочестия, набожности. Ной глубоко почитал Бога и Его слово. «Благоговение», или «страх» (эулабеомай), может означать и фактический страх как естественную реакцию на весть о грядущем потопе. Присутствовал в Ное именно этот «страх» или нет, несомненно одно: сердце Ноя хранило благоговейный страх перед Богом.

Как Ной «осудил весь мир» своей праведностью, так осудила и Ниневия, когда её жители ответили на призывы Ионы. Их послушание в своё время поможет осудить неверующих, слышавших Иисуса (Мф. 12:41, 42). Можно сказать, что каждый истинный верующий осуждает тех, кто не повинуется в вере, доказывая, что они тоже могли бы уверовать и повиноваться, если бы имели такое же горячее желание войти «сквозь тесные врата». Мы должны «постараться» (Современный Перевод) войти этим путём (см. Лк. 13:23, 24).

«Получив откровение» (хрематидзо; в Международном Библейском Обществе, Российском Библейском Обществе и Современном Переводе говорится о «предупреждении» со стороны Бога) — ещё одна фраза, ясно говорящая в этом стихе, что «Бог назвал» (см. Деян. 11:26) или что «Бог сказал» (см. Евр. 8:5). Само это «откровение» («предупреждение»), было «свидетельством» праведности Ноя. Нет почти никаких сомнений, что здесь, как, вероятно, и в других местах, хрематидзо означает весть от Бога, которая что-то открывает. В таком случае все должны «называться» просто «христианами», раз это было дано свыше. Ной, «благоговея» (или «в благоговейном страхе»), полностью подчинился. В Быт. 6:22 говорится: «И сделал Ной всё: как повелел ему Бог, так он и сделал». Его послушание было демонстрацией его веры, и в Послании к евреям ещё раз показано, что вера предполагает послушание.

Своим послушанием «осудил он весь мир», показав, что возможно жить верой в Бога, которому можно доверять. Если он мог так жить, то могли и те, кому он проповедовал (2 Пет. 2:5). Ной осудил мир, показав, что мир грешен и нечестив, но что ему необязательно быть таким. Получив предупреждение от Бога и будучи праведным, Ной не мог не предупредить окружавших его людей, были то друзья или враги. Его проповеди стали осуждением для тех, кто отказался повиноваться услышанному от него. Его весть представляется такой: «Бог сказал мне, что уничтожит мир великим потопом. Вам нужно приготовиться, как делаю я».

Бог не выбирает верующих по отдельности и на личном уровне, чтобы они были среди «избранных». Мы сами присоединяемся к таковым, уверовав и повиновавшись истине. Хорошее объяснение даётся во 2 Фес. 2:13, 14. Стих 14 сообщает, как нас Бог «призвал… благовествованием», дабы мы обрели благословения, упомянутые в стихе 13. Будучи частью класса праведных, мы, повинующиеся евангелию, становимся избранными и таким образом входим в группу предопределённых к вечной жизни. Как вера Ноя привела его к послушанию, так и наша вера спасёт нас только в сочетании с действием. Как и Авраама, Бог объявил Ноя праведным за его веру (Быт. 15:6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авель, Енох и Ной были праведниками, ходившими пред Богом. Верой они жили и поклонялись в согласии с Божьей волей. О каждом можно сказать, что он «сделался наследником праведности по вере». Эти патриархи были спасены благодаря их вере, которая привела их к праведности. Они обрели расположение у Бога по Его благодати (см. Быт. 6:8).

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻