Более 300 лет болгары жили под игом Османской империи. Подавлялось все, что составляет душу народа: религия, язык, обычаи, уклад жизни. Традиции болгарского православия и культуры сохранялись только в удаленных монастырях. В середине 18 века монах Паисий Хилендарский (1722-1773 гг.) - болгарский просветитель, один из основоположников Болгарского Возрождения берется за написание первой истории Балканского региона - "Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских". В своей книге он повествует о славных подвигах первого болгарского царя Аспаруха, о царе Борисе, объединившего народ под знаменем христианства, о царе Симеоне, при котором Болгарское царство достигло наибольшего расцвета.
В 1762 года Паисий завершил свой труд, который так и мог бы пылится в библиотеке монастыря, понимая это, он совершил путешествие по Балканам, рассказывая о своем труде, благодаря чему книга приобрела широкую известность в народе. В это время Османское правление стало ослабевать, православие выходило из тени, болгарский язык стали преподавать в школах, а молодое поколение болгар перенимало у турецкого купечества навыки ведения торговли и организации производства.
Болгарские предприниматели впервые стали направлять свои накопленные капиталы на строительство новых красивых зданий и покровительствовать искусству. Резко вырос спрос на болгарских мастеров, строителей и резчиков по дереву. В каждом большом городе появлялся свой роскошный район, застроенный зданиями в стиле, который сегодня называют стилем Болгарского Национального Возрождения.
Архитектура жилых домов, общественных зданий и церквей отражало новые эстетические и художественные идеалы нации. Стиль Национального Возрождения не имел установленных архитектурных правил, акцент делался на красоту, как органичный элемент повседневной жизни горожан. Большие каменные особняки утопали в зелени. Фасады домов, решетки, карнизы и балконы расписаны яркими красками.
Лучшие образцы архитектуры Национального Возрождения находятся в архитектурно-этнографическом комплексе под открытым небом Етыр (Этыр), а также в городах Копривштица, Мельник, Пловдив, Велико-Тырново, Трявна. В переулках Пловдива наряду с архитектурой многих других эпох сохранились замечательные здания эпохи Национального Возрождения. Для них характерны выразительные и разнообразные фасады, изящные эркеры и мансарды, а также фрески и богатая резьба по дереву.
Например, дом Димитра Георгиади построен в 1848 году, сейчас в нем находится Исторический музей эпохи Болгарского Национального Возрождения. Дом принадлежал купцу греку, который отстроил у себя галерею для музыкантов, несколько салонов, в которых принимал множество гостей. Два верхних этажа здания несколько приподняты над основанием при помощи деревянных кронштейнов. Центральная часть фасада венчается полукруглым эркером.
Старый Пловдив прекрасен в любое время года. Бесконечный лабиринт узких переулков, каменные арки и нависающие над ними эркеры вторых этажей, сюда я обязательно вернусь снова и ни раз.
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте другие статьи о Болгарии на моем канале.
Болгария. Церковь Святых Константина и Елены в Пловдиве
Болгария. Церковь Св. Марины в Пловдиве
Болгария. Велико-Тырново. Никола Фичето и его творения