25 июля исполняется 40 лет со дня смерти Владимира Высоцкого – великого поэта, замечательного поэта, который стал одним из символов эпохи. Сегодня он по-прежнему актуален. При жизни он имел громкую славу. После смерти завоевал великим. Великим Высоцким.
Работать в кино Владимир Семенович начал одновременно с театром. Нередко режиссеры просили его спеть в фильме, а позже предлагали писать песни для кино, которые начинали жить своей судьбой.
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
- Первый такой фильм – «Я родом из детства», снятый режиссером Виктором Туровым. Это мой близкий друг, он сам весь родом из детства. Когда ему было 8 лет, на его глазах фашисты расстреляли отца, а потом их с матерью угнали в Германию. А когда их освободили там американцы, он, потеряв мать, полгода возвращался один по европейским городам. Домой в Могилев пришел 10-летним мальчишкой. Поэтому он снимает фильмы взрослыми, но в то же время детскими глазами, - рассказывал Владимир Высоцкий.
Актер сыграл в фильме друга роль капитана-танкиста, который вернулся после ранения на войне из госпиталя седым в 30 лет. Высоцкий брал гитару и сочинял песни специально для этого фильма. Потом они вышли отдельной пластинкой.
- Когда мы сидели с Ниной Ургант, с пластинки начинала звучать песня, которая по фильму известна еще до войны. Поэтому я писал ее как стилизацию на довоенные вальсы. В финале фильма к выщербленной пулями и снарядами стене подходят женщины с высохшими, выплаканными уже глазами и кладут цветы на могилу погибших. В этой сцене мой друг Марк Бернес исполнил мою песню «Братские могилы», - говорил Высоцкий.
ПЕСНЯ НЕ ДЛЯ ТИТРОВ
Далее у Владимира Семеновича началось длительное сотрудничество со Станиславом Говорухиным. Бард сочинил песни для его фильма «Вертикаль». Правда, сначала режиссер намеревался поставить две композиции в финале кинокартины в момент, когда начинаются титры.
Однако Высоцкий воспротивился этому. Ему не нравилось, что на экране зритель будет читать информацию о съемочной команде, а в это время будут играть песни с текстами со смысловой нагрузкой.
Позже Высоцкий назвал «Вертикаль» самым успешным опытом работы в кино.
- Там ничего не мешало песне, и она никому не мешала. Потому что в эти моменты показывали горы, или альпинистов, уходящих в горы. Все песни в «Вертикале» очень удачно нашли свое место, - говорил поэт и музыкант.
По его словам, работа в кино много дала ему как творческой личности, помогая развивать многогранный талант автора. Однако некоторые песни, написанные для конкретного фильма. Не попадали в итоговую версию, так как «не работали» с отснятым материалом.
- Я писал неровные, трагичные, заводные песни, а действие картины получилось, например, задумчивым, - говорил Высоцкий.
Однако поэт не отчаивался, потому что эти песни все равно уходили в народ – их выпускали на пластинках.
Близкие друзья говорили, что ценят творчество Владимира Семеновича за то, что он поет и говорит о жизни, что он человек, который не умеет лгать. Его правда становилась народной, общей, зеркалом общества.
ЭТО ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В РАМКАХ СЕРИИ СТАТЕЙ «ВЕЛИКИЙ ВЫСОЦКИЙ», ГДЕ МЫ ВМЕСТЕ ВСПОМИНАЕМ ЗАРИСОВКИ ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ПОЭТА, КОМПОЗИТОРА И АКТЕРА.
Подписаться на канал «КиноНытик»
Ведение каналов Дзен – вашего собственного СМИ: создание, наполнение, продвижение - expolit.expolit@yandex.ru