Как перевести деньги, чтобы не заблокировали карту
Все чаще можно услышать страшилки про блокировку банковской карты физического лица. Почему «страшилки»? Да все уже привыкли переводить денежные средства или через банковские приложения, или используя систему быстрых платежей. Деньги курсируют между картами, наличных на руках и в кошельках почти не бывает. Хочешь поздравить сестренку, проживающую в другом городе, - переводишь на карту. Друг попросил в долг до зарплаты - переводишь на карту.
Давайте разберёмся в каких случаях может произойти блокировка банковской карты и как обезопасить себя от сей неприятного момента.
Итак, по закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ все банки обязаны анализировать денежные операции своих клиентов и проверять их на подозрительность. Делается это по критериям Центробанка, прописанных в Положении № 375-П от 2 марта 2012 года, по которым и отслеживаются любые операции, похожие на незаконный перевод безналичных денег в наличные («обналичивание»), на запутывание схем расчётов и сокрытие истинных целей и участников сделок («транзит»), на незаконный вывод денег за границу.
Таким образом, в случае обнаружения банком операций, которые вызывают сомнения в легальности, он имеет право:
- временно заблокировать банковские карты клиента;
- отключить доступ к интернет-банку (веб-версия и приложение Сбербанк Онлайн);
- отказать клиенту в выдаче наличных или в переводе денег по безналу;
- отказать клиенту в открытии счёта, выпуске или перевыпуске карты.
Также банки по закону обязаны блокировать счета клиентов, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. Таких людей и такие организации Федеральная служба финмониторинга включает в специальный перечень. И ни один российский банк не имеет права работать со счетами тех, кто в нём сейчас находится.
Отслеживание и выявление подозрительных операций происходит автоматически, однако анализ уже выявленных операций проводится сотрудником, это сводит к минимуму ситуации, когда может пострадать добросовестный клиент.
Список конкретных операций, за которые могут заблокировать банковскую карту, в законе четко не прописан. Это могут быть:
- «странные» переводы. Например, клиент обычно тратит по карте около 20 000₽ в месяц, а затем делает кому-то перевод на крупную для него сумму, например, 100 000₽ за один раз;
- большое количество переводов одновременно. Банк может решить, что клиент решил разбить крупный перевод на несколько частей. Обычно после второго перевода у банка могут возникнуть подозрения;
- перевод выполняется с неавторизованного устройства. Например, это может быть новый смартфон, который банк еще не успел внести в список доверенных устройств;
- операция не характерна для модели поведения клиента. Крупные банки знают о своих клиентах многое, в том числе их финансовое поведение. Операции, которые в них не вписываются, будут блокироваться;
- необычное место. Например, операция совершается из-за границы, хотя у банка имеется информация, что клиент никуда не выезжал.
Здесь представлен далеко не весь перечень операций, за который могут заблокировать карту, ведь каждый банк ведет свою политику безопасности, которая не разглашается.
При перечислении денег между картами можно указывать, например, возврат долга или займа, на день рождение, т.е. те причины, которые не относятся к коммерческой деятельности, либо вообще ничего не писать. Помните, не следует указывать такую причину перевода, как «за услуги», «за товар» и подобные.
Итак, в назначении платежа всегда указывайте правильный комментарий.
Не следует использовать карту для сбора денег на подарки, события, в данном случае лучше использовать наличные.
Особые подозрения не вызовут перечисление денег с карты близких родственников.
Точного перечня документов подтверждения законности операций по карте на данный момент не существует. Главное, чтобы в конкретном случае бумаги подтверждали законность добычи средств и финансовый смысл операций: счета на покупку услуг и товаров, расчетные листы о зарплате, долговые расписки, контракты купли-продажи, займа и аренды и прочее.
Для недопущения блокировки карты остаточно придерживаться несложных правил:
1. Не соглашайтесь на просьбы знакомых, родственников, друзей и т.д. перевести через ваши счета и карты деньги, к которым вы не имеете отношения, особенно если речь идёт о крупных суммах. Тем более не соглашайтесь снимать эти деньги наличными.
2. Не передавайте свои банковские карты никому, даже близким родственникам, — карты могут использовать для «обналичивания» и «транзита».
3. Снимайте наличные со своих счетов, вкладов и карт, только когда это действительно необходимо, особенно если деньги зачисляются на счета, вклады и карты безналичным путём. Старайтесь пользоваться безналичной формой расчётов.
4. Не используйте свои банковские карты для незаконной предпринимательской деятельности — зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель и оформите Бизнес-карту.
5. Позаботьтесь о том, чтобы операции по вашим счетам можно было подтвердить документально. Держите все бумаги в порядке (договора, счета, накладные, платёжки и т.п.).
6. Сотрудничайте с банком: если не отвечать на его вопросы о законности тех или иных операций, выводы могут быть не в вашу пользу.
7. Если банк просит вас подтвердить законность происхождения денег на ваших счетах и экономический смысл проводимых операций, обязательно отправьте интересующую банк информацию в указанный в запросе срок и по указанному адресу. Чем подробнее Вы всё поясните, и чем быстрее данные поступят в банк, тем выше вероятность, что вопрос решится благоприятно для Вас.
Что делать, если карта оказалась заблокирована?
Естественно, каждый случай имеет свои особенности, однако пошаговая инструкция при этом общая:
- Обратиться на горячую линию банка и уточнить причины блокировки. Специалист сможет назвать дату, место проведения и сумму операции, после которой доступ к счету был закрыт. Конкретную причину блокировки называют не всегда – для этого нужно обратиться в отделение.
- При обращении в банк нужно заранее подготовить документы, связанные с проведением «подозрительной» операции.
- Далее нужно уточнить у сотрудника, как разблокировать карту.
- Обычно банк рассматривает подобные вопросы в течение нескольких рабочих дней, после чего доступ к счету возобновляется в полном объеме.
- В противном случае клиент может потребовать письменного объяснения причин об отказе снятия блокировки и обратиться в суд.
И еще раз хочу напомнить, соблюдайте бдительность, не поддавайте на уловки мошенников, которые представляются сотрудниками банка и сообщают о блокировке банковских карт в виду совершения сомнительных операций. Всегда проверяйте данную информацию, позвонив на номер службы поддержки вашего банка.
Здоровья Вам и Вашим финансам!
Сенькова Елена Викторовна - консультант по финансовой грамотности взрослого населения проекта «Вашифинансы.рф»
г. Боровичи Новгородская область
#ВашиФинансы.РФ #ФИНГРАМОТНОСТЬ
#Боровичи
#Новгородская область
#Великий Новгород