Найти в Дзене

История одного предмета: радио "Глобус"

Радио "Глобус", 1933, дизайн - Раймонд Лоуи, бакелит, размеры 38.4 x 27.3 x 26 см . Cooper Hewitt, Smithsonian Design Museum, Нью-Йорк. Официальный сайт - www.cooperhewitt.org
Радио "Глобус", 1933, дизайн - Раймонд Лоуи, бакелит, размеры 38.4 x 27.3 x 26 см . Cooper Hewitt, Smithsonian Design Museum, Нью-Йорк. Официальный сайт - www.cooperhewitt.org

Во времена когда мы бодро избавляемся от радиоточек в своём доме и слушаем радио исключительно в автомобиле, понять пиетет, с которым относились к этому изобретению в эпоху ар деко, проблематично. Именно в эпоху "ревущих 1920-х" радиовещание стало регулярным, позволяя быть в курсе важных событий, слушать выступления королей и политиков, восхищаться виртуозным исполнением классических партитур или танцевать под зажигательные ритмы джаз-бэндов. Радио было символом социального статуса, предметом престижа.

"Семья, слушаюшая радио", 1936. Архивы Bibliothèque Nationale de France, официальный сайт - www.bnf.fr
"Семья, слушаюшая радио", 1936. Архивы Bibliothèque Nationale de France, официальный сайт - www.bnf.fr

Первоначально корпусы для радио имели значительные размеры, выполнялись из древесины, поверхность которой маркетрировалась или украшалась резными элементами, что отражало их статусный характер и делало похожими на другие предметы мебели. К началу 1930-х годов ситуация кардинально изменилась благодаря английской компании "E. K. Cole, Ltd", которая стала производить радиоприёмники в корпусе из бакелита, что весьма существенно повлияло на форму предмета, и наряду со популярными моделями традиционного толка появлялись и лаконичные, выражающие дух современности - как модель "AD - 65" Уэллса Коатса или "Патриот" Нормана Бела Геддеса.

Раймонд Лоуи был одним из самых известных промышленных дизайнеров. Его портфолио реализованных проектов было весьма разнообразно - от шариковой ручки, мясорубки и холодильника до автомобиля, железнодорожного локомотива и самолёта. В 1933 году Лоуи взялся за разработку корпуса для радио, но используя традиционную форму глобуса воплотил в инновационном материале - бакелите.

Радио "Глобус", 1933, дизайн - Раймонд Лоуи, бакелит, размеры 38.4 x 27.3 x 26 см . Cooper Hewitt, Smithsonian Design Museum, Нью-Йорк. Официальный сайт - www.cooperhewitt.org
Радио "Глобус", 1933, дизайн - Раймонд Лоуи, бакелит, размеры 38.4 x 27.3 x 26 см . Cooper Hewitt, Smithsonian Design Museum, Нью-Йорк. Официальный сайт - www.cooperhewitt.org

Корпус "Глобуса" изготавливался из чёрного, бордового или молочного бакелита. Для пущей красивости - в разных описаниях, в том числе музейных, - используют "цвет слоновой кости", но бакелит - это пластик, и несмотря на востребованность и модность, он использовался в промышленном дизайне для изготовления серийных предметов, а из настоящей слоновой кости, на которую в эпоху ар деко был невероятный спрос, делали уникальные вещи, многие из которых по завершении процесса изготовления считались произведениями искусства, поэтому такой колористический эпитет и сравнение вряд ли уместны.

Радио "Глобус", 1933, дизайн - Раймонд Лоуи, размеры 38.4 x 27.3 x 26 см . Carnegie Museum of Art , Питтсбург, США, официальный сайт - www.collection.cmoa.org
Радио "Глобус", 1933, дизайн - Раймонд Лоуи, размеры 38.4 x 27.3 x 26 см . Carnegie Museum of Art , Питтсбург, США, официальный сайт - www.collection.cmoa.org

Динамик радиоприёмника был размещен в основании; металлическое кольцо не просто выполняло роль декоративного элемента, но и использовалось как функциональный разъём двух металлических ручек, контролирующих мощность, громкость и настройку станции. Как писали в рекламе радио, "Глобус" несмотря на высокую стоимость в 60 долларов, стал "самым совершенным в дизайне".

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!