Найти тему
MAD TOSBY

Блинчики и белые ночи: фильм «Солнце в ночи» скоро в онлайн-кинотеатрах

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Ещё од­на ис­то­рия о пе­рера­бот­ке соз­на­ния в пе­ри­од бе­лых но­чей с 17 и­юля бу­дет дос­тупна в он­лайн-ки­ноте­ат­рах. Под­робнос­ти — в ре­цен­зии Ан­то­на Чек­лу­ева

Ис­то­рия, соз­данная по од­но­имён­но­му ро­ману Ре­бек­ки Ди­нер­штейн, бе­рёт на­чало на Ман­хэтте­не, где про­жива­ет ев­рей­ская семья Фрэн­сис (Джен­ни Слейт), на­ходя­ща­яся на сло­ме при­выч­ной жиз­ни. Ро­дите­ли Фрэн­сис объ­яв­ля­ют о раз­во­де пос­ле нес­коль­ких де­сяти­летий бра­ка, а са­ма де­вуш­ка рас­ста­ёт­ся с бой­френ­дом (Крис Кар­физзи). На бы­товые ис­то­рии нак­ла­дыва­ют­ся веч­ные воп­ро­сы собс­твен­ной не­ре­али­зован­ности, вы­бора меж­ду твор­чес­твом с ту­ман­ны­ми пер­спек­ти­вами и ста­биль­ной жизнью пя­тид­невщи­ка. Не же­лая раз­би­рать­ся на мес­те, Фрэн­сис ре­ша­ет­ся на са­мый дей­ствен­ный ме­тод: сбе­жать на но­вую зем­лю из тес­но­го Нью-Й­ор­ка. Ей пред­ла­га­ют ус­тро­ить­ся на ра­боту под­мастерь­ем к из­вес­тно­му нор­веж­ско­му ху­дож­ни­ку (Юс­тус фон До­наньи), про­жива­юще­му на Ло­фотен­ских ос­тро­вах.

Пер­во­началь­ный оф­фер вы­зыва­ет воп­ро­сы: это «по­мочь ра­зук­ра­сить са­рай». Но на де­ле ху­дож­ник меч­та­ет по­пасть на кар­ту объ­ек­тов сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва Се­вер­ной Нор­ве­гии и по­лучить одоб­ре­ние спе­ци­аль­ной ко­мис­сии: это ра­бота всей его жиз­ни. Ока­зав­шись в стра­не фь­ор­дов, Фрэн­сис об­на­ружи­ва­ет, что край бо­гат на слу­чаи эс­ка­пиз­ма и по­бега от собс­твен­ной ре­аль­нос­ти. В это же вре­мя в Нор­ве­гии ока­зыва­ет­ся и Яша (Алекс Шарп), при­ехав­ший хо­ронить сво­его от­ца по об­ря­дам ви­кин­гов; имен­но его мать иг­ра­ет Джил­ли­ан Ан­дерсен, ко­торая выг­ля­дит так хо­рошо, как буд­то сов­сем не пос­та­рела за про­шед­шие го­ды.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

В че­реде ин­терь­еров «Сол­нца в но­чи» (2019), внут­ри ко­торых вы­рас­та­ют, как гри­бы, про­из­ве­дения ис­кусс­тва, бро­дит приз­рак филь­мов Мар­ка У­эб­ба, в час­тнос­ти — «500 дней ле­та» (2009). Это и пре­дель­ная ла­конич­ность, и спо­кой­ствие по­вес­тво­вания, вмес­то фо­тог­ра­фий — флеш­бэ­ки, об­ры­вис­тые фраг­менты жиз­ни и кар­ти­ны ху­дож­ни­ков-абс­трак­ци­онис­тов, ко­торые уме­ют на­щупать не­лов­кость су­деб и прев­ра­тить её в кра­соту. Проб­ле­ма не­ком­му­ника­бель­нос­ти здесь ре­ша­ет­ся пос­лу­шани­ем и, сле­дова­тель­но, об­ра­щени­ем к ближ­не­му.

Оди­ночес­тво на бе­регу оке­ана всё ещё ра­бота­ет и зас­тавля­ет выт­ра­вить из че­лове­ка его нич­тожное «я». От­сю­да сле­ду­ет и же­лание со­зидать и прис­лу­шивать­ся к чу­жим мыс­лям. На све­жем воз­ду­хе по­токи соз­на­ния не на­бива­ют го­лову де­мона­ми, слов­но по­душ­ку, а прев­ра­ща­ют­ся в све­жую ска­терть, ко­торую рас­сти­ла­ет све­жий эк­спи­ри­енс. В ре­зуль­та­те клас­си­чес­кая ис­то­рия о вза­имо­от­но­шени­ях учи­теля и уче­ницы тран­сфор­ми­ру­ет­ся в наг­лядное по­собие о том, как пра­виль­но рас­тво­рить­ся в сме­не об­ста­нов­ки. Кон­флик­ты меж­ду ху­дож­ни­ками уко­реня­ют ге­ро­иню в её мыс­лях, что вы­бор про­фес­сии дви­жет­ся по пра­виль­ной па­радиг­ме. От деп­рессии и тос­ки спа­са­ют и блин­чи­ки, и ку­пание в хо­лод­ном за­ливе, и ре­конс­трук­то­ры из со­сед­не­го пар­ка-му­зея, каж­дый из ко­торых пы­та­ет­ся по-сво­ему «об­ну­лить­ся».

В об­щем, Нор­ве­гия — это «бе­лый виг­вам», ку­да лю­ди по­пада­ют, что­бы вый­ти на од­ну за­кат­ную плос­кость, а за­тем пе­режить би­рюзо­вый рас­свет. Толь­ко здесь не «Нор­веж­ский лес», а ска­лы. Глав­ное — не пы­тать­ся вклю­чать го­лову, а раз­би­рать­ся ис­клю­читель­но эм­пи­ричес­ки. С не­кото­рой сто­роны, это и есть па­хота ху­дож­ни­ка — вос­про­из­во­дить свой собс­твен­ный мир, соп­ро­тив­ля­ясь ма­тери­аль­но­му шо­виниз­му: труд бу­дет по­том, а из­на­чаль­но ва­жен кон­текст.

«Сол­нце в но­чи» мог бы стать та­ким же за­поми­на­ющим­ся опы­том, как «500 дней ле­та», толь­ко и ме­няй Belle and Sebastian на Savoy да встав­ляй боль­ше флеш­бэ­ков. Ав­то­ры сде­лали упор на кор­ре­ляцию с ис­кусс­твом, для ко­торой ка­тас­тро­фичес­ки не хва­та­ет па­тетич­ности. Нам пред­ла­га­ет­ся срав­ни­вать ки­нема­тог­ра­фичес­кие пор­тре­ты лю­дей и их чувс­тва с кар­ти­нами, не­надол­го при­от­кры­вая две­ри га­лереи. При этом сам мир жи­вопи­си пред­став­лен на уров­не вос­при­ятия ску­ча­ющей же­ны бо­гато­го че­лове­ка. Не хва­та­ет филь­му объ­ём­ности: здесь сим­па­тич­но мно­гое — и ин­те­рес­ная глав­ная ге­ро­иня в ис­полне­нии ко­мика Джен­ни Слейт, и не из­ме­ня­ющий се­бе Зак Га­лифи­ана­кис, и ин­терь­ер а­утен­тичной мас­тер­ской, и да­же рус­ский след. Но по­чему же от дей­ствия про­сыпа­ет­ся сноб, ко­торый об­зо­вёт про­ис­хо­дящее чрез­мерно «хип­стерским», хо­тя да­же ин­фанти­лиз­ма тут нет?

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Воп­рос сто­ит ад­ре­совать пос­та­нов­щи­ку, нем­цу Да­виду Внен­дту: он про­питал ма­тери­ал, ко­торый ап­ри­ори дол­жен быть глу­боким и ос­мыслен­ным, той са­мой го­род­ской хтонью и тех­нокра­тичес­ким вы­соко­мери­ем ме­гапо­лиса, ко­торые не лю­бят вни­матель­но слу­шать. И нес­мотря на весь све­жий воз­дух се­вер­ной Нор­ве­гии, где не за­ходит сол­нце, зри­тель — буд­то впер­вые при­ехав­ший ту­рист, ко­торый не мо­жет на­конец-то под­нять го­лову вверх и вдох­нуть пол­ной грудью. Мы слов­но то­ропим­ся вер­нуть­ся на­зад, хо­тя пе­ред на­ми ин­гре­ди­ен­ты для уни­каль­но­го блю­да из рес­то­рана звез­ды «Миш­лен».

Но в чём хипстерам всё же нельзя отказать — так это во врождённом чувстве вку­са, ко­торое до­мини­ру­ет в одеж­де, ди­зай­не сто­ловой и да­же са­мой идее жёл­то­го са­рая. Нес­мотря на от­сутс­твие пог­ру­жения в мис­ти­чес­кий и ду­хов­ный по­тен­ци­ал За­полярья, вни­мание к де­талям спо­соб­но удов­летво­рить каж­до­го, кто хо­чет нак­рыть­ся пле­дом, вы­пить смо­роди­ново­го со­ка, вклю­чить на пол­ную свой циф­ро­вой ка­мин и прос­то по­раз­мышлять о но­вой квар­ти­ре в сти­ле «скан­ди» с жи­вопис­ной ис­то­ри­ей на под­хва­те.

Фильм «Сол­нце в но­чи» дос­ту­пен в он­лайн-ки­ноте­ат­рах с 17 и­юля.