В прошлой статье мы рассматривали все версии из таинственной серии картин под названием "Империя света" легендарного художника сюрреалиста Рене Магритта.
Я предлагаю разобраться откуда черпал художник вдохновения для своих "Империй света".
Все картины "Империи света" отличает безлюдность и фокусировка внимания зрителя на метафизике пейзажа. Рене Магритт, как известно, был поклонником популярного родоначальника метафизической живописи итальянского живописца Джорджо Де Кирико, который создавал пустынные городские пейзажи, предвосхищавшие будущую эстетику метафизизма. Вот его слова:
«Не надо забывать, что картина должна быть всегда отражением глубокого ощущения, и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неизведанное. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом оно приближается к сну и детской мечтательности».
Надо отметить, что Джорджо де Кирико в целом повлиял на сюрреализм, можно даже воспринимать его работы, как сюрреалистические. Пустынные городские пейзажи художника уникальны контрастами света и тени. Его известная работа «Меланхолия и тайна улицы» разделена на свет и тень. Причем, тень настолько ярко выделяется у Джорджо де Кирико, что может напоминать ночь. Именно с такими контрастами и играет Рене Магритт в своей "Империи света".
Но, еще чаще «Империю света» сравнивают с работами великого английского пейзажиста Джона Эткинсона Гримшоу, которому также свойственны игры с контрастами. Возможно Рене Магритт подсмотрел вечерние городские пейзажи у Гримшоу. Его работа Boar Lane, Leeds демонстрирует вечерний город Лидс, который уже погрузился во тьму из-за пасмурного неба, однако само небо еще не ночное, за тучами его освещает солнце на закате.
Среди источников вдохновения Рене Магритта, может оказаться работа его земляка бельгийского художника пейзажиста Вильяма Дегув де Нункве, который принадлежал к символистам. Картина называется "Розовый дом" или "Мистический дом", и как полагают, она оказала большое влияние на сюрреализм, особенно на картины Рене Магритта "Империя света".
Дело в том, что дом из-за розового цвета слишком выделяется на фоне ночной усадьбы. На первый взгляд, может показаться, что дом освещен дневным светом, это и дало основание полагать, что Рене Магритт мог вдохновиться этой картиной. В этом розовом доме также, как и у Рене Магритта присутствует свет в трех окнах на втором этаже. На первом этаже мы видим, что в окнах задернуты шторы. В глубине усадьбы, проглядывается и другое здание, мы видим свет из окна, который просачивается сквозь густые заросли. Кстати, говорят, что Вильям Дегув вдохновлялся рассказом Эдгара По "Падение дома Ашеров". В этом ночном пейзаже ничего не происходит, но ощущается таинственное напряжение.
С помощью этой работы Уильям Дегув де Нункве хотел передать зрителю ощущение того, что жизнь зашла в тупик:
«Слепой дом; это был момент, когда безмолвная, мрачная природа держала свое зеркало перед моим лицом, и в зеркале я увидел эмоциональную жизнь, которая обратилась в смерть».
Но, возможно, Магритт не подсматривал идеи, а брал их из своей головы. Еще в раннем периоде мы можем заметить, как художник пытается совмещать стихии в одной картине. В работе Popular Panorama (Популярная панорама) 1926 года город лес и море словно проваливаются друг в друга, но здесь он использует вполне банальный сюрреалистический прием:
Образ неба становится также важным элементом многих картин на протяжении всего творчества художника. Мы видим небо, например, в глазу:
Картина La Malédiction (Проклятье) демонстрирует просто небо, которое мы будем наблюдать в "Империи света".
Образ дома, особняка, мы также часто видим в творчестве Рене Магритта. В картине The revealing of the present (Раскрытие настоящего) 1936 года появляется таинственный особняк из которого торчит палец:
В картине In Praise of Dialectics (Хвала диалектике) 1937 года загадочный особняк находится внутри другого здания, мы его наблюдаем в окне:
Этот загадочный особняк мы видим и в серии работ под названием La voix du sang (Голос крови), он пишет несколько версий с 1947 по 1948 год. В них особняк находится в дереве:
День и ночь для Рене Магритта также играли ключевую роль. Он много экспериментировал со светом в своих работах. Например, картину The voice of space (Голос вселенной) 1928 года, Магритт пишет два раза, загадочные парящие сферы он представляет в дневном и ночном пейзаже.
Позже, в 1940 году Рене Магритт пишет картину The Return в которой умудряется совместить день и ночь. Среди ночного неба мы видим силуэт птицы, она, словно является порталом и окном в день. Однако и здесь художник прибегает к символам и не достигает той силы совмещения дня и ночи, как в "Империи света".
Предпосылкой к "Империи света" становится картина с загадочным названием "Божья гостиная" или "Салон Бога" 1948 года, в которой Рене Магритт пишет загородный пейзаж с особняком среди осеннего парка, освещенный ярким дневным светом, но над ним нависает звездное ночное небо. Многие исследователи считают, что Рене Магритт бросил затею с такой комбинацией ночи и дня, так как она не придавала работам такую таинственную силу, которую мы наблюдаем в "Империи света".
Про эту работу мало что известно, она находится в частной коллекции и предположительно никогда не выставлялась на продажу. Надо отметить, что пейзаж на ней категорически отличается от "Империи света". Хотя здание по форме как раз напоминает особняк из "Империи света". Также, не очень понятно, что это за силуэт напротив особняка. Возможно это человеческая фигура? В связи с тем, что в интернете нет качественного скана или снимка картины, понять что это, трудно. Скорее всего это кипарис.
Вызывает вопросы и название картины. Хотя, у Рене Магритта почти все названия картин могут вызвать недоумение. Словосочетание "Божья гостиная" возможно намекает на смерть, на то, что этот особняк находится в ином мире, и что он может быть чистилищем или раем. В общем, картина вызывает еще больший интерес чем сама "Империя света". Тем более, что посмотреть на нее не так просто, ибо она в частной коллекции неизвестно где. И да, месяц здесь явно не за тучами, а перед ними. Но для Рене Магритта подобное нормально!
Любопытно, что и в природе есть подобные явления. Например, в Петербурге каждый июнь мы можем наблюдать белые ночи. И в пейзаж "Империи света" можно погрузиться в Петергофе, Приютино или Царском селе.
Спасибо, что дочитали да конца!
Вас может заинтересовать:
10 самых таинственных пейзажей великих художников
10 загадочных картин великих художников