В прошлой статье мы рассмотрели полуавтоматические режимы съемки, попрактиковались с каждым из них, теперь настало время понять, как правилько фотографировать в ручном режиме. Однако прежде чем приступить непосредственно к фотографированию давайте разберемся как фотоаппарат регулирует экспозицию в автоматическом режиме и как нам придется ее регулировать в ручном.
Помните, в статье про диафрагму мы говорили о том, что каждое последующие значение диафрагмы вдвое изменяет количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарат. Стандартная шкала диафрагмы выглядит следующим образом и каждое изменение значения называется ступенью, шагом или стопом диафрагмы
f/1; f/1.4; f/2; f/2.8; f/4; f/5.6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32;
Между ними также бывают 2 промежуточных значения, но именно при изменении диафрагмы на одну ступень количество света изменяется в два раза.
Аналогично, диафрагме выдержка тоже имеет ступени и ее изменение на одну ступень приводит к изменению количества попадаемого света в два раза.
1/4000, 1/2000, 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 0″5, 1″, 2″, 4″, 8″, 15″, 30″
Чувствую, что у вас в голове созревает резонный вопрос, а зачем мне все это надо? Расскажите лучше как правильно фотографировать! Немного терпения и все встанет на свои места.
Так вот, экспопара представляет собой пару значений диафрагмы и выдержки, при этом одно и то же значение экспозиции могут обеспечивать несколько экспопар, например 1/30 и f8, 1/60 и f5.6, 1/125 и f4 и так далее (совместите мысленно две шкалы, представленные выше). В этом вы, надеюсь, убедились, рассматривая полуавтоматические режимы съемки, где камера сама подбирала пару для заданного значения диафрагмы или выдержки так, чтобы экспозиция не изменялась.
Теперь эта святая миссия будет возложена на вас :) Однако, и здесь автоматика приходит на помощь!
На дисплее фотоаппарата, а также в нижней части видеоискателя есть шкала с отметкой EV, значениями от -2…-1…0…+1…+2 и бегунком. Вот этот бегунок-то и подскажет, какова будет экспозиция при выбранных значениях диафрагмы и выдержки. Если он смещается влево к отрицательным значениям, то кадр будет недоэкпонированным, а если вправо, то переэкспонированным. Вашей задачей для начала будет поставить ISO в зависимости от условий освещения, и изменяя диафрагму и выдержку получить нормальную экспозицию.
Если вы не знаете, с каких значений начать, то можете воспользоваться несложным универсальным Солнечным правилом шестнадцати:
Чтобы получить нормальную экспозицию в яркую солнечную погоду поставьте значение диафрагмы f/16, а выдержку и ISO — обратные значения, т.е например, 1/100 и ISO 100; 1/200 и ISO 200; 1/400 и ISO400 и т.д.
Если же день облачный, откройте диафрагму до f/8, а остальные значения поставьте по аналогии с предыдущим примером.
Это правило может служить отправной точкой, а далее корректируйте значения параметров, уже зная о том, к чему приведет изменение диафрагмы и выдержки на один стоп, и следя за бегунком, показывающим уровень экспозиции.
Понять как правильно фотографировать можто только на практике, потому что все зависит от освещения в каждой конкретной ситуации. Да и понятие правильного относительно, вы же помните, мы рисуем светом! Вы скоро научитесь быстренько оценивать свет и выставлять правильные параметры, надо просто набить руку.
Итак, помня о том, что увеличение диафрагмы и сокращение выдержки на один стоп оставит экспозицию неизменной, тогда как увеличение или уменьшение одного из параметров на один стоп приведет к освещению или затемнению кадра в 2 раза, начните потихоньку фотографировать в ручном режиме, поиграйте с параметрами, вернитесь в полуавтоматический режим, чтобы посмотреть, как это делает автоматика, и фотографируйте, фотографируйте и фотографируйте!
Вы определились, что будете снимать и какого эффекта хотите достингуть? Помните об особенностях длинных и коротких выдержек и открытой/закрытой диафрагмы? Тогда вперед, целый мир фотографии и ручных настроек ждет вас!
Комментарии и вопросы только приветствуются, поделитесь вашим опытом и впечатлениями.