Я тут относительно недавно стал много читать и смотреть про то, как создавались спецэффекты и грим для кинофантастики 80-90-х годов. У меня даже вышла пара статей про художников по спецэффектам и гримеров, которые, правда не особо набирают дочитки. (ссылка будет в конце).
Но самым интересным оказались даже не биографии конкретных личностей, а изучение той эпохи, когда графика только-только отвоевывала своё место в кино и применялась вперемешку со старыми методами создания эффектов. Неоднократно получалась так, что там, где мне виделось наличие компьютерной графики, создатели на самом деле прекрасно обошлись без неё. О примерах таких спецэффектов и пойдёт речь.
Бездна. 1989 год
Этот фильм не стал очень уж популярен в прокате. Но вошёл в историю кино по нескольким причинам: при его создании осуществлялись одни из самых сложных в истории съёмок под водой и здесь пременили прорывные для того времени компьютерные технологии.
Если кто не знаком с фильмом, то напомню, что по сюжету главные герои встречают пришельцев в пучинах океана. Я читал когда-то, что именно для создания образа инопланетян и применялась графика. Ну у меня и сложилось впечатление, что всё, что связано с пришельцами - создано на компьютере.
На самом же деле с помощью графики было смоделировано серебрянное щупальце, которое умело принимать облик людей, с которыми контактировало.
Но были в фильме ещё и инопланетяне, как на картинке ниже:
Вот когда я вижу этот кадр прямо сейчас, мне уже кажется очевидным, что это не графика. Возможно, влияет то, что я уже знаю правду. Это - сложнейшая силиконовая кукла. И сложность это заключается в том, что в их теле переплетены сотни оптоволоконных кабелей. Все они соединилсь в толстый пучок на спине. Всё это соединялось со специальным прожектором, который светил через вращающийся диск с разноцветными вставками. Именно так инопланетяне обрели своё загадочное сияние.
Терминатор-2. Судный день. 1991 год
Я до недавних пор не читал подробности про спецэффекты в этом фильме. Но отдельные упоминания мне попадались и раньше, и почти все они были в том ключе, что в этом фильме активно применялась компьютерная графика. Особенно в том, что касалось изображения Т-1000, сыгранного Робертом Патриком.
Ну и у меня как-то само собой сложилась ассоциация, что почти всё, что касается сцен с жидким металлом - сплошная графика. Однако это далеко не так.
Например, один из эпизодов в больнице: главные герои пытаются скрыться в лифте, но Т-1000 почти настигает их, неожиданно раздвинув створки. Благо, персонаж Арни не растерялся, и пальнул ему из дробовика в голову практически в упор. Получился кадр на картинке ниже:
В кино всё это ещё подрагивает и шевелится. От этого у меня лично никогда не было сомнений, что это графика. На самом деле это сделанная из силикона кукла, а «шевеление» происходит засчёт специальных «моторчиков»/сервоприводов.
Также у меня не было сомнений, что все эти эффектные попадания пуль в жидкого терминатора - тоже графика. Но всё снова гораздо проще и интереснее: для таких сцен изготовили специальные жилеты, в которые были заряжены серебристые «розочки» (из резины или схожего материала). Один из ассистентов просто вовремя нажимал кнопку, срабатывали пружинки и на теле Т-1000 появлялась очередная рана. А вот чудесное заживление-затягивание всех повреждений уже создавалось с помощью компьютера.
Пришлось создателям поработать и с опасными для здоровья веществами. Помните сцену, где терминатор из жидкого металла оттаивает после заморозки и постепенно сливается-соединяется воедино?
Никакой графики, всё сделанно с помощью капель ртути и нескольких фенов.
Смерть ей к лицу. 1992 год
Я очень люблю фильмы Роберта Земекиса, в том числе и этот. Пусть он не настолько знаменит как «Форест Гамп» или «Назад в будущее» в нём есть свое очарование.
Что касается спецэффектов, то, например, знаменитая дыра в теле героини Голди Хоун действительно создана на компьютере. Как и многие другие эффекты.
А вот процессы омоложения после приёма зелья частично создавались без графики.
Одним из эффектов омоложения было то, что ягодицы героинь вновь становились подтянутыми и упругими. Никаких компьютеров, всё гениальное просто: специальные накладки надули с помощью пневматики и засняли на камеру. А в итоговой версии просто... прокрутили плёнку наоборот.
Материалы, использованные при создании статьи: источник №1, источник № 2
Здесь рубрикатор со всеми статьями о гриме и спецэффектах в кинофантастике
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Делитесь в комментариях: а вы знали, что эти спец.эффекты созданы без компьютера?