Настоятельница Покровского монастыря в Москве игуменья Феофания (Мискина) оказалась в центре неутихающего скандала. Журналисты «Открытых медиа» обнаружили у монахини Mercedes-Benz S-класса стоимостью 9,5 млн рублей. Это не первый такой автомобиль: ранее Феофания уже покупала авто данной марки. Речь идет о женщине, которая отказалась дать денег священнику на лечение сына, впоследствии ребенок умер.
(Не)помоги ближнему
Но в церковных кругах Феофания известна не только как успешная настоятельница крупнейшего московского монастыря. В феврале этого года в обители игуменьи сложилась неприятная ситуация. У молодого священника Алексея Голубева заболел семимесячный сын Костя.
У ребенка выявили патологию печени и сердца. Потребовалось сделать сразу две операции. Российские врачи за малыша браться отказывались и посоветовали провести операцию в Бельгии, там успешно лечат таких детей. Общая сумма затрат – 23 млн рублей ($320 тыс.).
О бедственном положении священника первой сообщила журналист Марина Ахмедова. Священник исповедовал ее мать. 4 февраля 2020 года журналистка запустила кампанию по сбору средств на лечение ребенка. После публикации Ахмедовой началось обсуждение того, почему же священнику собирают деньги в интернете, но не помогает монастырь, в котором он служит.
А служил священник Голубев в то время в одном из самых богатых монастырей Москвы – женском Покровском на Таганке. Это там, где находятся мощи святой Матроны. Культ “Матронушки”, удачно распиаренный церковным начальством, приводит в монастырь сотни тысяч верующих. Кроме того, в монастыре есть лавка с самой разнообразной ювелирной атрибутикой, а также дорогостоящая гостиница.
Эксперты утверждают, что монастырь зарабатывает порядка 1 млн рублей в день, то есть сумму в 23 млн рублей можно собрать чуть больше чем за 3 недели. В церковных телеграм-каналах пишут, что священник обращался за помощью к игуменье Феофании, но она отказала и даже не разрешила вести общественный сбор денег на базе монастыря.
На фоне кампании по сбору средств к монастырю возникало все больше вопросов. Главный, конечно, почему богатейшая обитель не поможет своему же священнику в бедственном положении? Через 9 дней – 13 февраля – из-за медийного резонанса священника просто уволили из монастыря. Его вызвали в канцелярию к помощнице Феофании Анастасии и заявили, что у монастыря денег нет, помочь ничем не могут. Причиной увольнения назвали «публикации в интернете».
Это спровоцировало еще больший скандал. В патриархии 19 февраля перевели отца Алексея в другой монастырь – Марфо-Мариинскую обитель милосердия сроком на один год. На монастырь также возложили обязанность:
«иметь о семье священника и о нем самом, находящихся в трудных и скорбных жизненных обстоятельствах, особое попечение»
Однако уже спустя три дня – 22 февраля – стало известно, что сын священника Костя Голубев умер. В этот же день патриарх Кирилл представил игуменью Феофанию к награде – церковному ордену Евфросинии Московской ІІІ степени за «особые усердие и ответственность» на должности настоятельницы монастыря.
Выходит, что в тот день, когда погиб младенец из-за того, что ему вовремя не оказали нужного лечения, монахиня, которая, судя по всему, имела необходимые средства, но отказала, получает орден от патриарха за особую ответственность.
Церковно-феодальные порядки
Однако каким бы диким и ужасным ни казался этот эпизод, он, увы, является частью реальности для современной РПЦ. Наплевательское отношение к собственным же сотрудникам – одна из фишек настоятелей крупных храмов и монастырей, чего уж говорить о епископах.
Священник Голубев, как и сотни других уязвимых попов, бегал по требам, исповедовал, крестил, венчал, в целом трудился на благо обители, в то время как его полугодовалого малыша обследовали. Вместо того, чтобы быть с женой и ребенком, он работал.
И как ответило на такое самопожертвование его начальство? А никак – пережевало и выплюнуло из обители. И таких историй в церкви много. Долгое время тема эксплуатации рядового духовенства влиятельным начальством находилась под спудом. Но в критический момент она прорвалась наружу. Так возник сайт «Ахилла», который анонимно публикует истории из жизни простых священников.
О монастырских порядках, использовании монахов в качестве дешевой рабочей силы, унижениях, психологическом и физическом насилии недавно написала Мария Кикоть. Книга с говорящим названием «Исповедь бывшей послушницы» описывает современные реалии российских монастырей.
Но ни появление «Ахиллы», ни «Исповедь», ни другие мятежные ресурсы не повлияли на ситуацию. Решение местных проблем руководство отдает на откуп региональным епископам и митрополитам в обмен на стабильные отчисления в центральный церковный бюджет. Именно исправное поступление денег обеспечивает спокойствие иерархам на местах. Церковь в России превратилась в феодальные княжества, где вассалы патриарха имеют абсолютную власть в своих уделах.
Соломинка в чужом глазу
Именно поэтому игуменье Феофании ничего не было за абсолютно бесчеловечный поступок по отношению к своему клирику. Наоборот, она еще и орден получила. Вероятно потому, что исправно отчисляла необходимую сумму в патриархию.
Любовь, милосердие, сострадание, помощь и взаимовыручка – все то, чему должна учить церковь, чтобы быть моральным авторитетом общества. Но, видимо, на практике для людей в рясе это все пустые слова. Бюрократия победила Евангелие. Система поборов вытеснила учение Христа. При этом из уст представителей РПЦ почти не услышишь критики всего этого.
Зато разговоры о «бездуховном Западе» слышны чуть ли с каждого второго амвона. А также о проклятых либералах, льющих на бедную церковь помои по проплаченному заказу грязными деньгами все того же проклятого Запада. Церковь, осуждающая соломинку в чужом глазу и в упор не замечающая просто таки склад бревен в собственном. К сожалению, такое уже было в истории Русской церкви и закончилось 1917 годом, когда вчерашние верующие сами срывали колокола и разбирали купола. Похоже на то, что Московский патриархат как церковная институция уверенно идет навстречу собственной же катастрофе.
Дмитрий Горевой
http://pravtoday.ru/feofaniya-na-mersedese/
Комментарий Андрея Кураева:
Наконец-то у бенц-игуменьи нашелся защитник!
Это религиовед Николай Митрохин, вот его текст:
"А в чём жесть? В том что монастырь не вынул из кармана треть миллиона долларов? Или есть какие другие церковные организации на пост советском пространстве которые только так и делают?
Если бы в деле не фигурировала гигантская сумма и известный монастырь подобные приходские скорби происходящие в ежедневном режиме каждый день в любой религоизной организации мало кому интересны.
И потом, вот какие из монастырей ПЦУ (а Вы выступаете её пропагандистом) или УГКЦ там поступали в ситуации со своим духовенством - выкладывая треть миллиона или хотя бы втрое меньшую сумму, на заведомо безнадежные расходы? Насколько это нормальное явление, чтобы оценивать этот инцидент как чрезвычайный и использовать слово "жесть"?
Кому то раньше давали? Или кто-то из работодателей дает 320 тыс. на лечение умирающего ребенка за границей? Тут хайп раскученный малопочтенной российской журналисткой, которая активно топила за ДНР и ЛНР., тогда когда украинские парни погибали на Донбассе, а Горевой учился в Москве в клерикальном, русско-националистическом и ксенофобском Свято-Тихоновском институте РПЦ и ходил на тусовки русских националистов. Монастырь, конечно, мог бы дать, хотя бы для начала лечения, но не дал. Но извините, это православие, а "не лоббио кушать". Хотите масштабной благотворительности и защиты трудовых прав, ищите другую институцию. Не религиозную. Может быть в ней повезет. Но я честно говоря, не слышал, чтобы кто-то кроме журналистов и общественников этим настолько заботился. Равно как и не уверен, что лечение именно в Бельгии чему-то там помогло в такой ситуации. А где в Библии сказано, что храм должен оказать ему помощь? И неприменно в размере 320 тыс. долларов?
Двуличие в церкви это норма. Другой церкви у меня для вас, к сожалению, нет".
Ему ответил Виктор Трегубов:
Чрезвычайно интересно, что я лично работал минимум в двух местах, где в таком случае либо помогли собрать деньги, либо выделили из средств руководства.
Первое было газетой.
Второе было компанией-разработчиком компьютерных игр.
Быстро же мы дошли до той точки, в которой газета может собрать деньги на спасение человека, а монастырь не может. И в которой менеджеры компьютерной компании могут скинуться, спасая родственника вообще лично не знакомого сотрудника, а вот монашке продать тачилу не по масти. Меня удивляет, что далекие от церкви и аскезы люди могут потратить собственные деньги, а монахиня, использующая предметы роскоши, не может отказаться от одного из них.та чудесная адвокация каннибализма - это прекрасно для внутреннего круга. Во внешний мир с ней лучше не выходить. Ваша репутация-то ладно, но адвокатируемые вами структуры иногда с христианством путают. Николай, Вы мразь потому, что вам даже в голову не может прийти, что другие люди могут хотя бы на минуту быть не мразью. За двадцать лет в политической журналистике я видел пожертвования на умирающих детей от откровеннейших упырей. Включая уголовников. Включая людей, на которых клейма негде ставить. Вы белькочите "та ну, никто такого не делает" просто потому, что у вас в голове не укладывается, что такое могут делать.
А могут. И не только хорошие люди. Порой - очень плохие люди, у которых просыпается совесть.У вас даже опции в голове нет предположить такое развитие событий. Интеллигентный русский человек, религиовед, большой защитник российской недоцеркви у нас рассказывает, что бросить умирать ребенка, пересаживаясь в мерс - это норма. Все так делают. Даже монахини.
При мне так не делали атеисты. При мне так не делали веселые раззездяи и циники. При мне так не делали душегубы.
Для российской игуменьи и русского человека, посвятившего жизнь изучению Церкви - норма. А для них - нет.Тот печальный случай, когда "ложечка выдает". А здесь выдает даже не то, что на месте души выжжено и насрано, а то, что вокруг выстроен целый аппарат объяснений, почему так и надо и автоответчик с "у вас-то, чай, не лучше, и не рассказывайте мне тут".
Ну это как если бы человека делал АвтоВАЗ.
Вот сижу и думаю: духовники у них были не те или образования не хватило? Это дихотомия трусов и крестика. Если твое нестяжательство предполагает элитную собственность - пусть, возможно, не де-юре во владении, но де-факто в использовании - и исключает спасение умирающего ребенка, то это даже не фарисейство, это к саддукеям ближе... спасибо, мил человек, что после отбеливания родимых людоедов нам про христианство поведали. Не хватало только цитаты про бревно, но ладно. Отчитываюсь: в прошлом месяце у меня на благотворительность более половины дохода ушло. Машину, каюсь, не продал, нету ее у меня - ну мне и не положено, я же не монахиня. Можно уже ваших родных упырей обсуждать?