На заре русского стихосложения В.К. Тредиаковский писал:
В поэзии вообще две вещи надлежит примечать. Первое: материю, или дело, каковое пиита предприемлет писать. Второе: версификацию, то есть способ сложения стихов.
Материй и дел мы трогать пока не станем, это бесполезно, пока не всё ясно с версификацией. Лучшая из идей, благороднейший из позывов души может быть совершенно испорчен отвратительной формой стихотворения.
Перефразируя классика можно сказать – в стихотворении всё должно быть прекрасно и идея, и рифма, и ритм, и размер. Вот на размере и остановимся.
Среди современных поэтов есть мнение, что строго придерживаться их не обязательно, но это совершенно не означает, что их не нужно знать. Да правила нужны для того что бы их нарушать, но нельзя осознанно нарушать правила, которого не знаешь.
Стихотворный размер способ внести в произведение гармонию, плавность речи, некую гипнотичность и лёгкость восприятия. Это каркас, который в хороших стихах невидим, но необходим.
Стихотворный размер = количество стоп + их метрическая организация.
Классических метров в силлабо-тонике известно пять: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.
Для них существует мнемоническое правило:
Ваня +0 Хорей
Иван 0+ Ямб
Ванечка +00 Дактиль
Ванюша 0+0 Амфибрахий
Иоанн 00+ Анапест
То есть что бы определить какой размер у того или иного произведения нужно расставить ударения и посчитать слоги.
Ужасающее количество копий сломано над тем какой из метров лучше, ярче, торжественней и следовательно наиболее применим. Но это можно смело оставлять на совести спорщиков.
Замечу только, что все русские колыбельные написаны хореем, оды обычно писались ямбом, которому приписывали особую торжественность.
Есть мнение что размер ограничивает автора, загоняет в рамки и не даёт развернуться. Да отчасти это так, человеку плохо владеющему словом приходится натягивать сову на глобус, втискивать мысль в прокрустово ложе строки. Это всегда видно, и это плохо. Но не редки случаи когда размер тащит автора за собой не мешая, но помогая рождаться стихотворению.
Что же до ограничений, то они условны. Напротив, меняя количество стоп в строке мы можем регулировать динамику (скорость) повествования. Допуская пропуски ударений (пиррихии) или сверх системные ударения (спондей) мы создаём свой уникальный ямб.
Сравните
Как я люблю, товарищ мой.
Весны роскошной появленье
И в первый раз над муравой
Веселых жаворонков пенье.
К. Батюшков
Еще прибавился мне год
К годам унылого страданья;
Гляжу на их тяжелый ход
Не ропща, но без упованья
В. Кюхельбекер
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови...
А. Пушкин
Везде четырёхстопный ямб и везде разный. Потому что каждый автор подбирает свои слова, транслирует в мысль свои мысли, используя свой собственный вариант того или иного стихотворного размера.
Нет никакой необходимости в длинных размышлениях о том каким размером (метром) писать. Но начав одним, не следует бездумно менять его в следующей строке или строфе, это сбивает читателя, слушателя и портит впечатление от вашего творчества.
Для тренировки советую написать по стихотворению каждым из пяти метров, хотя бы один раз. Это позволит лучше ориентироваться в них, слышать сбои, сделать ваши стихи лучше.