Найти тему
Философия отдыха

Евгения Дмитриева: «Жизнь многогранна, и хеппи-энд остается лишь названием»…

Беседовала Анна Сиротина

Театральная и киноактриса, преподаватель Школы-студии МХАТ и просто мама двух очаровательных детишек, Евгения Дмитриева – человек нестандартный и ищущий. Счастье для нее – работать со студентами и наблюдать их творческий рост, самой быть утвержденной на роль – и с блеском ее отыграть, путешествовать – и обнимать своих детей. Взглядами на жизнь и карьеру Евгения поделилась в интервью «Философии отдыха».

Женщина умеет создавать ауру любви вокруг себя, настроение этой жизни. Наверное, возможность сохранить нежность и любовь все-таки лежит на хрупких плечах.
Женщина умеет создавать ауру любви вокруг себя, настроение этой жизни. Наверное, возможность сохранить нежность и любовь все-таки лежит на хрупких плечах.

Женя, в июле мы ждем премьеру картины «Хеппи-энд» с вашим участием. К какому жанру относится эта работа?

Это, скорее, авантюрно-лирическая комедия. Мне очень нравится, что Антон Павлович Чехов определял свои пьесы как комедии.

Что имел в виду Чехов, как вы считаете?

Насколько я понимаю, он был очень ироничный человек, где-то даже злой. И вот через призму такого его отношения к жизни и персонажам, мне кажется, высекается в итоге трагедия. Поэтому нам хотелось, когда снимали фильм, чтобы за всей этой легкостью как раз проскакивала боль и одиночество двух главных героев. Вот, наверное, в таком сочетании, варьировании, балансировании жанров мы тоже старались прийти к трагикомедии.

Кадр из фильма «Хэппи-энд». Предоставлен Sony Pictures
Кадр из фильма «Хэппи-энд». Предоставлен Sony Pictures

По ходу картины вы говорите главному герою: «Ты можешь выбирать: или работать в отеле, или сесть в тюрьму». Как вы считаете, на самом деле у нас в жизни всегда есть выбор?

При том, что я себя в какой-то мере считаю фаталисткой, выбор у нас, конечно, есть. Ты все равно решаешь, куда пойти и что сделать. Очень важно, насколько мы себя заставляем расти, а насколько сдаемся, складываем руки и плывем по течению. Хотя, мне кажется, иногда резкие шаги и повороты, которые происходят, это тоже кто-то меня подталкивает. Знаете, иногда бытовой, домашний, семейный выбор сделать сложнее, чем общественный, политический... И вот это, наверное, каждодневный человеческий труд.

Кадр из фильма «Хэппи-энд». Предоставлен Sony Pictures
Кадр из фильма «Хэппи-энд». Предоставлен Sony Pictures

Вы любите хеппи-энды? Или иногда наше поражение может оказаться самой большой удачей?

Ну конечно, в своей жизни мы все хотим хеппи-энда, хотим счастья, оно для нас чаще всего эфемерное... Как говорят люди, занимающиеся всякими разными практиками, почему с нами чаще всего случается то, чего мы боимся – потому что мы боимся очень конкретно. А счастья мы хотим весьма эфемерного. Мне кажется, в молодости, когда ты еще ищешь себя, эти страдания, как у Чехова, украшают нас, они нам нравятся... Но когда ты прожил какой-то кусок жизни и понимаешь, насколько каждая минутка ее дорога, и что она завтра может измениться, то, в основном, люди хотят счастливого финала.

Кадр из фильма «Хэппи-энд». Предоставлен Sony Pictures
Кадр из фильма «Хэппи-энд». Предоставлен Sony Pictures

А в фильме у героев тоже все складывается?

Нет-нет, мы даже все время шутили, что заканчиваем многоточием и спокойно можем снимать продолжение... Есть замечательная пьеса у Людмилы Петрушевской «Любовь», когда герои уже поженились, а он так и не сказал, любит девушку или нет. Вот дальше все намного сложнее. Жизнь многогранна, и хеппи-энд остается лишь названием. Мы как раз к этому не стремились.

Кадр из фильма «Операция «Праведник»
Кадр из фильма «Операция «Праведник»

Вы больше 20 лет преподаете – сначала в Щепкинском училище, а теперь в Школе-студии МХАТ.

Два десятка лет отработала в Щепкинском училище, и наступил тот момент, когда мне нужно было выйти... нет, вывалиться из родного гнезда. Сначала я вывалилась из него как студентка. Дальше меня оставили, и я очень благодарна, потому что именно работа со студентами удержала меня в рабочем состоянии. И это мне позволило дождаться каких-то своих театральных и киношных ролей. Я слова «преподаю» пугаюсь, потому что это всегда обмен, я очень многому учусь у своих учеников. И так получилось, что когда я стала уходить из Щепкинского училища, мне поступило предложение от Евгения Писарева пойти работать к нему на курс. Это было как-то так рядом, так близко – буквально в течение месяца после моего решения уйти из Щепкинского, что я решила пойти. И вот уже на будущий год будем выпускать второй набор. Вот так я прицепилась к Школе-студии МХАТ.

Фото из личного архива Е. Дмитриевой
Фото из личного архива Е. Дмитриевой

Что еще планируется в новом сезоне?

Сейчас в театре «Мастерская Петра Фоменко» я репетирую в спектакле «Сказки Шахерезады», который делает как режиссер моя подруга, прекрасная актриса Полина Агуреева. И это очень интересная работа, необычная по форме и сложная по пластическому рисунку. В конце сентября – начале октября должны выпустить премьеру.

Есть ли в планах восстановить спекталь «Пять вечеров»?

Они не закрыты и стоят в репертуаре. Просто мы все по очереди рожали. (Смеется.) Нас там три актрисы – я, Полина Агуреева и Яна Гладких. Я была беременна Марком, когда мы сдавали спектакль, дальше пошли по кругу: родился Марк, потом Тимофей, Лев, Маруся, Иван...

Кадр из сериала «Физрук
Кадр из сериала «Физрук

Скажите, что для вас важнее: «перемещения в пространстве» или умение пускать корни?

Вообще, если говорить про мою жизнь и работу, я по сути своей такая, знаете, колхозница, в том смысле, что вот пришла бы я в театр и была бы там всю жизнь, и это был бы мой дом... Но я очень благодарна судьбе за то, что она не дала мне этой возможности, хотя в процессе я долго пыталась с этим примириться. Ведь я пришла в Малый театр и практически не получала ролей. Тогда начала «ходить налево»: появился Меньшиков с «Горе от ума», Догилева с антрепризами, какие-то съемки... Потом приняла решение уйти, потому что было как-то неудобно сидеть в Малом театре и там не работать. Вот так я ушла и из Щепкинского училища, там я была совсем своя, любимая, все меня знали, а если ты свой, то можешь делать что угодно, ребенку ведь все простят. Как результат – и в «Мастерской Петра Фоменко» я чужая, и в «Современнике» играю один спектакль... Театр Наций не имеет своей труппы, поэтому там спокойнее себя чувствуешь... В Школе-студии МХАТ я тоже из другой школы... Наверное, вот это состояние, мигрантское какое-то, заставляет не расслабляться. Ты как бы немножечко все время новопришедший, должен все по-новому делать. И мне это состояние, которое не дает возможности погрязнуть в чем-то, стало нравиться, хотя иногда это очень тяжело.

Кадр из фильма "Пенсильвания"
Кадр из фильма "Пенсильвания"

А то, что касается путешествий?

Я обожаю выезжать и в экспедиции на съемки, и путешествовать с семьей – пускай это будет короткая поездка на море, для меня это все равно приключение и праздник. Обожаю момент сборов, кидания вещей в чемодан, когда спешишь на поезд или в самолет. И у меня сын Марк все это обожает тоже. И маленькая Маруся. Поэтому я вот эту смену картинки, места, воздуха очень люблю.

Вы не рассматривали для себя возможность жить в другой стране?

Я бы с удовольствием даже где-то поучилась. Может, рискну когда-то, но дело даже не в этом. У Довлатова есть хорошая цитата в «Заповеднике», когда они думают, эмигрировать или нет, и герой говорит о том, что не может, потому что за границей люди лишаются самого главного – языка. Когда мы теряем возможность думать на родном языке, то теряем часть своей личности. Плюс у меня профессия очень связана с языком. У меня был опыт, когда я работала с Декланом Доннелланом в спектакле «Три сестры», это был международный проект, и мы объехали огромное количество стран... Выпускали спектакль в Париже, и это было прекрасное время, но на 14-ом или 15-ом спектакле, одном из последних, когда уже надо было уезжать, никогда еще мы так отчаянно не кричали: «В Москву! В Москву!» Всем трем исполнительницам ролей сестер очень хотелось домой. (Смеется.) Поэтому, конечно, когда ты не просто турист, а работаешь в другой стране, совсем другое ощущение... Я была в Австралии, в Новой Зеландии – в таких странах, куда самостоятельно, в общем, тяжело доехать... И это замечательно. Но эмиграцию никогда не рассматривала. Конечно, жизнь переменчива: кто знал, например, что у нас будет изоляция и такой опыт?

С Рустамом Ахмадеевым в спектакле «Живые картины», Театр Наций
С Рустамом Ахмадеевым в спектакле «Живые картины», Театр Наций

В Европе существует деление на классы, и сейчас это остро ощущается. Как вам кажется, кто в нашем обществе может считать себя элитой?

Я не люблю это слово. Очень хорошее было интервью Юрия Мефодьевича Соломина, где он сказал: «Я понимаю: элитные собаки, элитные лошади, но элитные люди – нет». Я прямо аж захлебнулась от восторга, когда это прочитала, потому что не понимаю, что это за определение. Это человек, которому все позволено, или что?

Из личного архива Е. Дмитриевой
Из личного архива Е. Дмитриевой

А что вы считаете главным женским предназначением?

Не буду говорить о том, что семья и дети... Знаю множество прекрасных женщин, у которых нет детей и не было семьи. Наверное, и в работе, и в семье мы хитрее, умнее, гибче, пластичнее мужчин. Наверняка возможность сохранить нежность и любовь все-таки лежит на хрупких плечах. Женщина – это та движущая сила, которая, где бы она не находилась, умеет создавать ауру любви вокруг себя, настроение этой жизни. В ответ на вопрос сразу всплывают сложившиеся на генном уровне установки, что женщина – это дом и семья, но мир сегодня меняется очень круто. Я родила первого ребенка, когда мне было под сорок! И до этого у меня не было внутренней потребности в детях. Как только она появилась, сразу же родился сын. А дочке, Марусе, вообще только 1,5 года.

Что вас сейчас больше всего радует в жизни?

Я, конечно, очень зависимый от профессии человек. Если позвонит кто-то и скажет: «Утверждена», то все!.. Конечно же, радует Марк, потому что все мои думы сейчас о нем... Сыну почти 9 лет, у него начинаются какие-то свои поиски смысла жизни. И еще всегда мне поднимает настроение Маруся. Сейчас у нее такой возраст, что, даже если ты повесил нос на квинту, стоит только увидеть эти ручки, эти глазки, и сразу настроение другое!