Найти тему

Непростая судьба Саратовского авиационного завода (1931- 2012 года )

В этом повествовании будут описаны основные вехи становления и работы Саратовского авиационного завода. Предприятия, которое выстояло под бомбежками в Отечественную войну 1941-1945 годов, а в наше время нет. Сейчас оно закрыто, навсегда.

Фото из личного архива М. Сергеева
Фото из личного архива М. Сергеева

История открытия главного авиационного завода города Саратова, начинается с далекого 1929 года. В этом году было принято решение открыть в городе завод по изготовлению сложных механических сельскохозяйственных устройств. А уже всего лишь через год, в последний месяц весны во время строительства производственных площадей было решено перепрофилировать новый завод в производство по строительству комбайнов. 31 декабря 1931 года можно считать первым днем работы Саратовского завода комбайнов и авиационного предприятия. А чуть раньше к работе приступил и самый первый руководитель предприятия, Ветчинкин Михаил Львович, который по сути дела создал основы для становления отдельных специалистов в единую команду единомышленников и наладил работу завода. К сожалению этого руководителя не обошла стороной волна репрессий того сложного времени. Ложный донос и в 1938 году и не в чем не повинный человек был расстрелян. В 1957 году произошла его полная реабилитация.

Заложенные мощности завода, для того времени были колоссальны. Прогнозировалось, что предприятие будет выпускать 15000 сельскохозяйственных машин в год. Название «Комбайн» стало привычно жителям города настолько, что со временем оно вошло плотно в обиход его жителей. Место (пл. Орджоникидзе) откуда в свое время начиналось строительство завода, называется в «простонародье» именно так.
Со временем мощности завода увеличивались, а вместе с ним совершенствовалась и инфраструктура вокруг него. Вместе с заводскими территориями развивался и рос коллектив завода. В театральном коллективе завода занималось очень много молодежи. В свое время в этом коллективе завода занимался электромонтер завода, а в будущем знаменитый артист отечественного кинематографа, Борис Андреев. Помните фильмы «Трактористы», «Два бойца» (1943 года), «Встреча на Эльбе», там играл наш знаменитый земляк. На стройке нового завода, в 30-е годы прошлого столетия работал известный писатель , Симонов К. М..
Завод с момента начала своей деятельности выпускал нужную для страны продукцию. И уже 1933 году за перевыполнение правительственного задания по выпуску комбайнов ему было присуждено переходящее Красное знамя.
А в постановление Совета Народных Комиссаров от 1937 года говорится о том, что в Саратове, на базе завода сельхоз машин, необходимо развернуть строительство самолетов Р-10. И одновременно с этим, «Саркомбайн» перешел в подчинение Главному управлению авиационной промышленности.
Важное событие произошло в 1940 году, когда после завершения государственных испытаний, в воздух было поднято три первых боевых самолета, ЯК-1. И с этого момента судьба завода стала надолго связана с судьбой КБ Яковлева. И уже перед самой войной, заводом было сделано 16 таких самолетов.
Когда в 1941 году началась Отечественная война, завод стал работать под девизом «Все для фронта». Большинство работников производства ушли воевать, а им на смену пришли юноши и девушки.

Но выпуск самолетов не упал, а наоборот в условиях повышенных требований в современной обстановки, только увеличивался.
В 1941 году в месяц цеха завода выпустили 50 самолетов ЯК-1. А всего за этот год, их количество стало равняться цифре 1212 штук. А далее выпуск крылатых машин увеличился еще. В следующем году количество готовых истребителей, так нужных фронту увеличился в несколько раз и составил цифры 3473 самолета.


В этом же, 1942 году завод был награжден наивысшей наградой СССР - орденом Ленина. Нужно отметить, что у заводчан была очень тесная связь с воинскими частями. А помощь народа фронту, носила всеобщий характер. На народные деньги, собранные колхозниками области, были изготовлены боевые самолеты, которые были переданы летчикам Еремину, Лавренову, Покрышеву. Как пример памяти о том непростом времени, в нашем Саратовском Парке Победы находится музейный экспонат, боевой самолет Як-1Б.

Фото взято из личного архива В.Летюшова
Фото взято из личного архива В.Летюшова

Самолет был собран на деньги колхозника Головатого и в свое время был подарен командиру эскадрильи одного из истребительных полков.
А всего за время войны, население страны собрало деньги на покупку 2500 летательных аппаратов. Цифра впечатляет, правда?
Во время войны, Саратовский авиационный завод, находившийся в тылу фронта, не раз подвергался бомбежкам врага. Разрушения достигали до 70% площадей, на которых находилось производство. В Москве даже было мнение, что бы завод закрыть. Но гвардейцы авиационного завода выжили. Люди работали круглые сутки и восстановили завод в короткие сроки. Завод продолжал работать и производить такую нужную для фронта продукцию. Кстати, на самолетах Саратовского авиазавода сражались авиаторы прославленной французской эскадрильи «Нормандия Неман». Когда закончилась та война, 9 мая 1945 года состоялся коллективный митинг заводчан в честь победы над фашистской Германией.

Фото из личного архива М. Сергеева
Фото из личного архива М. Сергеева

Послевоенные годы завод продолжил выпуск военной продукции постепенно возвращаясь в мирное русло. Производство завода постепенно пере профилировалось и на выпуск машин для мирного использования.
В начале 50 годов прошлого века завод, первым в стране освоил изготовление тяжелых вертолетов Ми-4, Як-24. Руководил заводом в те года будущий первый секретарь Саратовского обкома партии А.И. Шибаев. Завод начал выпускать ракеты, разрабатывал новые модели истребителей (различные модификации ЯК 27), а ракеты серии «П», значительно превосходили зарубежные аналоги. Завод выпускал сило уборочные комбайны, молотилки, и конечно же самолеты. Кроме продукции мирного предназначения, завод продолжал выпускать и новое современное оборудование для вооруженных сил.
Очень большую известность завод получил в 1965, когда начал выпускать пассажирские лайнеры. Крылатая машина ЯК – 40, как когда-то и комбайны, стал надолго визитной карточкой волжского города. А с 1982 года началась серийное использование самолетов ЯК-42. Так же не прекращался выпуск военной техники.

На фотографии палубный истребитель ЯК-38 вертикального взлета и посадки. Выпускался на Саратовском авиационном заводе с 1974-го по 1989 год. В войска поступили 230 самолетов на вооружение ТАКР "Киев", "Новороссийск" и "Минск". Участвовал в боевых действиях в Афганистане, в боевых выходах на морские коммуникации. На смену Як-38 должен был прийти Як-141, но с закрытием авиазавода в Саратове, увы, выпуск самолетов был прекращен

Фото взято из личного архива В.Летюшова
Фото взято из личного архива В.Летюшова

Очень большое внимание уделялось производству ТНП ;(игрушки и коляски для детей, велосипеды («Космос») и многое другое). Представляете какое было высокое качество вещей с оборонного предприятия, где ОТК принимало оборонную промышленность. Развивалась инфраструктура завода, а вместе с ней происходило развитие строительства домов, школ и дошкольных учреждений для работников предприятия. А работало на заводе не много — не мало 16 897 человек. Это данные на 1 января 1988 года. Площадь на которой располагались заводские цеха на тот момент была 261 788 кв.м.
Да много хорошего было для людей. Но, к сожалению все хорошее когда — нибудь заканчивается. Так получилось и с этим ветераном — гигантом Российской промышленности. К сожалению, второе по счету банкротство и полная ликвидация завода произошла в 2012 году. Завод был закрыт. А на его месте построен торговый центр.
И некогда флагман авиационного строительства государства перестал существовать. Но память о замечательном прошлом этого предприятия навсегда останется с нами. Знамя завода навсегда передано в Краеведческий музей Саратовской области.

В статье использовался материал книги Б. Аристархова, А. Бернадского и Г. Егорова «Судьба»