Количество масла в двигателе не возможно определить с высокой степенью точности, ведь как только вы залили первый литр, его количество в каждом конкретном двигателе будет отличаться. Это связано с множеством всевозможных потерь, иногда едва заметных, а иногда очень даже раздражающих. Потери индивидуальны для каждого двигателя, поэтому очень важно отслеживать количество масла в двигателе, чтобы избежать его критического уровня. Для отслеживания количества масла, в современных двигателях, могут использоваться датчики маска, но практически все автопроизводителями, параллельно используют и более простой метод контроля - масляный щуп.
Давайте подробнее разберем, что происходит с маслом сразу после заливки в двигатель и первых оборотах.
Даже абсолютно новый двигатель не идеально чистый, его детали имеют огромную площадь. Эта площадь вовсе не идеально чистая и гладкая, на ней, как на любой литой детали, имеются раковины и шероховатости, оседает пыль, имеются остатки технологических жидкостей (СОЖ после станка, масло защищавшее детали от ржавчины и т.д.). Первое масло в двигателе нейтрализует все эти недостатки, раковины заполняются, пыль смывается в картер, абсолютно все поверхности двигателя покрываются тонкой пленкой масла. На любом оборудовании, на первую заливку всегда уходит масла больше, т.к. не смотря на тонкую пленку, ее толщина умноженная на площадь поверхности, дает довольно серьезный объем. Собрать это, размазанное по стенкам масло, практически невозможно, поэтому при замене мы заливаем объем меньше, чем фактически находится в двигателе (и всякие промывки мало помогут, масло просто замениться на промывку, что еще хуже). В этом нет ничего плохого, при работе двигателя пленка постоянно обновляется, включения оседают в картере, а "пригоревшее" масло растворяется в большом объеме свежего, в пропорциях не влияющих на смазывающие свойства.
Итак, после замены масла (ведь даже перед отправкой дилеру его должны были поменять) и заливки номинального объема, уровень масла в каждом конкретном двигателе будет отличаться, ведь где-то раковинок чуть побольше, а где-то к стенке прилипла лишняя капля. В итоге, точное измерение количества масла в двигателе фактически невозможно.
Чтобы не точно измерять количество масла, придумали такой же не точный прибор - масляный щуп. Он измеряет диапазон, при котором двигатель будет работать в штатном режиме.
Как видим, при одном и том же объеме масла в двигателе, отметка на щупе может сдвигаться, тут существенную роль играет температура масла, и дело не столько в коэффициенте теплового расширения (при перепаде температуры в 80 градусов, объем масла в X-ray изменится на 300 мл), сколько в вязкости и способности к "налипанию" на стенки.
Как итог:
Уровень масла во многом зависит от условий эксплуатации и состояния автомобиля, в идеальных условиях (20°C, авто по уровню)) уровень масла должен быть в середине диапазона измерений щупа (если нет противоречащих рекомендаций производителя), в этом случае остается диапазон для сезонных перепадов объема, можно добавить небольшой запас на угар. В холодную погоду, вполне допустимым будет объем масла ближе к минимальному, в сильные морозы некоторые элементы двигателя до конца не прогреваются и задерживают в себе масло. Ну а в жару, масло почти в полном объеме стечет в картер и щуп вполне может показать значение близкое к максимальному.
Другие статьи канала:
Выбор масла для Lada Granta, Vesta, X-ray.
Каким бензином лучше заправлять Lada Granta.
Какой бензин лучше лить в Lada Vesta и Lada X-ray.
Прогревочные обороты двигателя.
Нужна ли обкатка на современных двигателях Lada Granta, Vesta, X-ray.