Так ведь оно происходит: ты учишь и тебя учат, пускай и ненамеренно и неосознанно. Какие же уроки извлекла для себя я? Буду ли они полезными для вас? Открывайте статью и поехали!
1. Ни один вопрос не должен быть случайным.
Все начинается с (сюрприз-сюрприз) первого урока.
Учитель начинает анализировать ученика с первых же секунд урока, подмечает сильные и слабые стороны и определяет дальнейший путь по крохотным деталям. Проводить small talk надо not just to break the ice, но и чтобы прощупать почву.
E.g. я могу спросить студента на первом уроке: How long have you been studying English? и сразу понять по описанной его бровью дуге, что он думает про этот наш перфект прогрессив, еще парочка вопросов с пэссив войсом, если мы упомянули хобби и это вдруг кино, спрашиваем, че там и про что, вворачиваем: "ага.... угу... ааааа.... вау, соу интрестин, а что же на это сказал Дамблдор," и выводим ученика на "Дамболдор сказал, на каком месте вертел он этот ваш reported speech".
Цели диагностируем по SMART, чтоб прям наверняка. Всегда докапываемся до проблем, e.g. "Ага, сложно говорить... как вы думаете, с чем это связано? Может быть, вам сложно строить предложения? Или вам не хватает словарного запаса?". И вот так мы проводим ученика сквозь урок, где ни один вопрос не является случайным и каждое действие направленно на цель — в случае первого урока, на установление контакта, анализ потребностей, набросок учебного плана, получение личной информации, с помощью которой в дальнейшем можно будет персонализировать занятия и, конечно же, бомбардировке ученика лучами живительной мотивации прямо в мозг.
2. У учеников чаще всего нет конкретной цели. Тогда придумываем ее за них
Поясняю. С установкой "я хочу выучить английский" ученик очень вряд ли выучит английский. Просто потому, что а каковы, собсна, критерии? Я вот считала, что знала английский, уже тогда, когда свободно общалась с иностранцами на общие темы, смотрела фильмы в оригинале и т.п. А вот когда я попыталась обсудить с профессором из Оксфорда процессы в клетках человека (в чем я малость, но шарю, благодаря научпопу и могу трындеть об этом на русском), я осознала. что английский я совершенно не знаю.
Поэтому выучить английский — крайне туманная, абстрактная и иллюзорная цель.
Опять же, цели ставим по SMART. Привожу примеры сильных целей.
1. Через две недели выучить как минимум 200 новых слов касаемо темы "медицина".
2. С концу мая принять участие в конференции на работе и не испытывать затруднений в общении.
3. Зимой сдать IELTS на 7+.
4. Понимать все реплики в гениальных фильмах с гениальной Сашей Грей без переводчика (нуачо, тоже цель).
Помните: цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой и ограниченной по времени.
3. Профессиональная этика идет к черту. Ученик это не ученик, а друг
Если ученик хочет перейти на ты — отлично. Если ученик рассказывает вам, как рушится его брак или бизнес, вы не должны холодно одергивать его и возвращаться к предмету. Личные отношения очень важны. Очень. Задача учителя — сделать жизнь своего ученика лучше, помочь ему. Как вы можете помочь человеку, на которого вам плевать? Нет уж, ученичка надо любить, как своего друга, переживать о нем, заботиться, пытаться влезть в его шкуру и вот тогда, когда уже его проблемы с английским вы будете чувствовать как свои, вам и решить их будет проще.
+ если вы будете ученику другом, ему будет комфортно с вами, он будет с нетерпением ожидать следующего урока, стараться, чтобы порадовать вас и как бы вернуть вам ваше добро. Конечно, это не всегда так работает, но большинство людей, на самом деле, добрые и хорошие китики, если они чувствуют, как же сильно о них заботятся, они подсознательно стремятся отплатить тем же.
4. Слова обретают смысл, когда вы их говорите
Т.е. основа всего в преподавании языков — разговор. Упражненьки поделать ученик и сам может без вас. Пускай скачает себе duolingo и навыполняется этих упражнений хоть до смерти. Вот только говорить на языке он от этого не начнет. А как ему практиковать разговорную речь? С преподавателем. Вот я и говорю. Стараюсь задавать вопросы, требующие в ответе лексику, которую ученик недавно выучил, или новые правила и т.п. Потому что сколько бы ученик не штрудировал презент перфект, как бы он идеально не выполнял упражненьким с ним, пока он не использует ПП в речи — он его не знает.
Почему я выношу это в отдельный пункт? Просто ко мне много раз приходили студенты от других преподавателей, заявляли, что уровень у них какой-нибудь пре-инт, при этом разговорный английский кончается на ма нейм ис Вася.
5. Они не любят тебя. Вернее, любят, но не тебя
Да-да, буду оканчивать статью на весьма депрессивной ноте. Ибо этот урок касается скорее урока "жизни", чем урока "преподавания". Многие мои ученики меня безумно любят, приходят на занятия, как на праздник, продолжают заниматься со мной, хотя достигли уже всех своих целей. Приходят, потому что им нравится. Глазки горят. Говорят мне, какой я крутой человек.
Но ни один из них даже приблизительно не знает, какой же я человек. Они знают учителя Сенечку, старающеюся всегда быть позитивной, веселой, раскидывающую анекдоты налево и направо и бесконечно поддерживающую. А вот ту Сенечку, которая сейчас сидит и пишет это. обложившись котами под звуки лекции Водовозова и с планами пойти сварить пельмени — они не знают. Потому что, если ты не знаешь котов какого-то человека, не знаешь его плейлист в ютьюбе и не ешь его пельмени, то ничего ты о нем не знаешь, Джон Сноу.
И такой вот грустный урок на всю жизнь: если будешь веселым и позитивным, тебя будут любить. А таким, какой ты есть... ну, на фейхоа кому-то твои пельмени. да?)))