Одна и та же книга в разных руках становится инструментом индивидуального пользования и персонального значения. Будет «Анна Каренина» досугом для заурядной заскучавшей чьей-нибудь жены или ценнейшим, тонко выверенным пособием для психолога, зависит от того, КАК её читать и что в ней видеть.
От того, насколько развита наша внутренняя культура, как широк наш кругозор и в какой степени богат читательский опыт зависит целостность восприятия художественного текста и наличие диалога с автором (скажем, читатель, который «цокает» на Льва Николаевича за то, что автор описал дуру-изменщицу с подробнейшими ее похождениями и ругает школьную программу за наличие в ней эдакого похабного текстика, разлагающего семейные ценности, воспринимает только сюжетно-фабульный уровень и находится на низшей ступени восприятия художественного произведения).
Буду говорить об уровнях восприятия текста.
Классификаций и стадий читателя в литературоведении несколько, но все они так или иначе пересекаются. Попробовала объединить разные категории и выстроить оптимальную «лесенку».
Первый (самый примитивный) уровень чтения включает в себя
- рецепцию настоящего (восприятие только того, что происходит в книге, без отсылок к уже прочитанным текстам похожей проблематики и без способности прогнозировать финал книги).
- умение отличить художественный текст от нехудожественного
- интуитивный уровень понимания кодов (вроде того, когда читатель видит восклицательное предложение среди многих невоскл., понимает, что это предложение – эмоциональный пик).
- эстетический уровень восприятия текста (читатель осознаёт, что «написано красиво» и #ябтакнесмог).
Второй уровень восприятия художественного текста предполагает
- Понимание идейного содержания произведения
- Сопереживание героям, способность к эмпатии
- Восприятие сюжета и проблематики с точки зрения пережитого вами лично: поиск себя, своих мыслей в произведении. Художественный текст таким читателем обычно воспринимается, как «классный» и актуальный, если читатель счел, например, что «вот прям про меня написано!».
- Стремление размышлять над прочитанным
- Видение авторской позиции
Третий уровень, который должен в идеале быть сформирован у каждого старшеклассника, включает в себя:
- Умение воспринимать произведение, как художественное целое
- Видение художественных особенностей произведения
- Видение авторского замысла
- Влияние текста на читательскую личность
- Способность видеть в произведении признаки определенной эпохи, конкретного жанра и направления.
- Способность распознавать мотивацию поведения литературных героев, не перекладывая их личность на свою, смотреть на произведение с объективной позиции.
Четвертый уровень – самый осознанный, рассчитанный на взрослого читателя, обладающего широким кругозором и читательским опытом:
- Умение воспринимать произведение в историко-литературном контексте
- Видение в художественном тексте культурной традиции определенного времени, конкретной страны и т.д.
- Распознавание речевых особенностей героев
- Распознавание художественных мотивов, типов литературных героев, тонкой иронии, непрямого цитирования и т.д.
- Видение аллюзий! Способность прослеживать отсылки к другим литературным героям, к изобразительному искусству, истории и пр. При этом обязательно осознание смысла включения автором таких отсылок.
- Умение критически оценивать художественное произведение, совершенно не сопрягая его со своей личностью, бегло анализировать, видеть идеологическую авторскую позицию и принадлежность автора к той или иной философской школе.
Ни один из этих уровней читательского интеллекта не реализуется в чистом виде, но для полного понимания ценности художественного произведения нужно так или иначе обладать компетенциями 4-го уровня.
Проблема современного читателя заключается в том, что он рос в основном на попсовой массовой литературе, которая редко предполагает рассмотрение произведения с позиции 3 и 4 ступени, и в наше время даже взрослые люди, даже так называемые «читающие» остаются на 2-м этапе восприятия художественных текстов, что дает возможность широкого распространения второсортной массовой литературы и большого на нее спроса.
Для развития «взрослых» читательских компетенций необходимо больше обращать свое внимание к классическим произведениям, чередуя художественную литературу с изучением истории и искусства, в противном случае, можно навсегда зависнуть в реальности, в которой «Зулейха…», «Уличный кот по кличке Боб» и «Куриный бульон для души» считаются произведениями первого сорта, окупаются и диктуют современникам свое восприятие действительности.
А вы – какой уровень?