Найти тему
Ни слова о музыке♮

Чем отличается Вагнер от Визбора

Оглавление

Если вам показалось, что вопрос глупый и абсурдный, то удивлю: его задают мне чёрт знает сколько людей и не самых глупых. В иных случая сравниваются не Вагнер и Визбор, а например "Битлз" и Моцарт или не к ночи помянутый "Рамштайн" и Рахманинов.

Давеча я услышал от знакомого книголюба и медика такие слова: "уж "В траве сидел кузнечик" или "Вставай, страна огромная" посильнее будут всех этих Рахманиновых и Скрябиных."

Вышеописанные казусы связаны напрямую с названием моего канала "Ни слова о музыке" потому что многие комментаторы в интернете и реальной жизни считают себя экспертами в области музыки, несмотря на отсутствие даже самых простых критериев, по которым можно судить.

Ладно, уговорили! Давайте вместе разберём отличия Визбора от Вагнера всерьёз. Мне не жалко!

Слово без музыки

-2

Вагнер

С чего начать сравнение этих двух знаменитых музыкантов. Или поэтов? Вы, кстати, знали, что творчество Вагнера началось вовсе не с музыки, а ещё и с сочинения длинных поэм? Отчимом Вагнера был актёр Людвиг Гейер, ушедший из жизни молодым, но успевший перед смертью буквально благословить на музыкальные подвиги юного Рихарда. Будущий гений не разменивался на всякие там стишки, ему подавай большие формы, пафос, мощь, спецэффекты, шекспировский размах!.. В самые ранние годы Вагнер гонялся за сестрой и заставлял её слушать свои длинные поэмы. Хотя конечно это не Гёте и не Шиллер, но в конце-концов речь о композиторе, а не о поэте.

Людвиг Кристиан Гейер - отчим Рихарда Вагнера, прививший воспитаннику любовь к театру.
Людвиг Кристиан Гейер - отчим Рихарда Вагнера, прививший воспитаннику любовь к театру.

Визбор

Визбор не писал либретто для собственных опер, да и опер у него не случилось, но кое-какое пересечение интересов с Вагнером у Юрия Иосифовича внезапно есть: как драматург он создал 4 пьесы, две из которых поставил Марк Захаров. Пьесы эти не в стихах, сказать, что это высочайший уровень драмы наверное язык не повернётся и уж тем более мирового значения они не имеют.

Визбор писал песенные тексты - талантливые, разнообразные, злободневные. Новаторство барда заключалось в том, что он придумал песню-репортаж - короткий скетч под гитару, посвящённый путешествиям, подвигам геологов в Заполярье или газовикам в Средней Азии. С другой стороны сравнение с Вознесенским или Евтушенко будет не в пользу Юрия Иосифовича. Наверное поэтому другим значимым поэтам советской эпохи не требовалось становиться бардами - они добивались выразительности одной лишь силой слова.

Форма

-4

Вагнер

Меломаны знают, что Вагнер писал оперы. В отличие от того, что создавалось в начале XIX века итальянцами, опера позднего немецкого романтизма - это очень сложная, многоуровневая и эпическая форма, изобилующая лейтмотвными системами, экспериментами в области гармонии, тембра, поджанров - чего там только не было!

Если итальянские оперы могли представлять из себя по выражению Баха "весёлые песенки", то про Вагнера так сказать нельзя. Монументальные "полотнища" немецкого романтика длились долгие часы, часто изматывая слушателей не готовых к такому напряжению внимания.

Визбор

Бардовская песня - куплет-припев. Всё. Я честно скачал всё собрание песен Визбора (это 10 томов песен) и не нашёл ничего сколько-нибудь разнообразного с точки зрения музыкальной формы. И я не ставлю это в упрёк, ведь для выразительности Юрию Иосифовичу лучше всего подходило именно то, чем он пользовался.

Тембр

-5

Вагнер

Те, кто имеет к "классической" (строго говоря - к академической) музыке хоть какое-нибудь отношение, могли слышать словосочетание "вагнеровские тубы". Дело в том, что композитор писал музыку для оркестра с ранней юности и очень любил экспериментировать с тембрами музыкальных инструментов. По заказу Вагнера были изготовлены специальные модификации скрипок, труб, туб и других инструментов. В одной из опер в оркестре появляются настоящие наковальни. Более того: Вагнер оставил массу комментариев по оркестровке в книге другого великого мэтра - Берлиоза. Наш Рихард так увлёкся, что количество комментариев в "Большом трактате о современной оркестровой технике" увеличило последний чуть ли не двукратно.

Визбор

Юрию Иосифовичу было достаточно гитары и голоса. Повторюсь, что больше было просто не нужно - и масштабы и цели совершенно иные.

Научная ценность

-6

Вагнер

Можно писать монографии на разные вагнеровские темы. Однако, по теме одного лишь тристан-аккорда до сих пор появляются научные работы. Эти книги относятся к области изучения музыкальной теории и гармонии. Вагнер поставил новые вопросы не только перед композиторами ХХ века, но и перед музыкальной наукой и эти вопросы остаются актуальными по сей день.

Обязательно включите погромче, запись довольно тихая. Почти сразу можно услышать тот самый тристан-аккорд.

Визбор

Я не вижу причин почему о творчестве Визбора нельзя написать научную работу и они существуют. Но так или иначе тема исследований будет связана именно с поэзией, а не с музыкой. Я смотрел несколько статей и ссылаются они в большей степени на работы из области теории литературы, филологии и фольклора, а не на музыковедческие исследования. С музыкальной точки зрения творчество Визбора научного интереса не представляет.

Культ и популярность

-7

Вагнер

Вокруг Вагнера образовался настоящий культ ещё при жизни! А после
- целый немецкий городок Байрейт превратился в плацдарм для огромного театра, занимающегося музыкой великого композитора с небольшими исключениями.

Есть анекдот:

-А Вагнер был фашистом?
-Не успел.

Существует полным-полно доказательств шовинизма Вагнера, да и Гитлер очень любил эту музыку. До сих пор "Полёт Валькирий" ассоциируется с войной, воздушными атаками и национал-социалистической эстетикой. Вагнер был настолько неотъемлемой частью имиджа Третьего Рейха, что в Израиле до сей поры негласно запрещена любая музыка этого композитора.

"Свадебный марш," который на самом деле хор из оперы "Лоэнгрин" слышали все читатели - правда в инструментальном переложении.

Визбор

Я не сильно погрешу против истины, если скажу, что Визбор забыт. Как измерить музыкально-историческую память поколений - вопрос открытый, но молодёжь уже не в курсе кто такие диссиденты, "Москва слезам не верит" смотрят всё реже и реже... Вот вы знали, что песня "Александра" написана Визбором совместно с Никитиным и Сухаревым? Я раньше думал, что только Никитины её писали.

По сути никаких предпосылок для культа Визбора вне темы диссидентского подполья сейчас нет. Песни-репортажи и эксперименты Визбора с фольклором и другими жанрами поэзии перестали быть актуальны вместе с теми проблемами, которым были посвящены. Визбор как и многие другие барды заполнял пустующую нишу свободной от пропаганды и казёнщины музыки. Времена изменились и рыночный капитализм явил нам бесконечное разнообразие стилей и направлений, в которых легко потеряться.

Итого

-8

Главное, что мы как бы упустили из виду - это то, что Визбор исполнял поп-музыку, был простым бардом, а Вагнер занимался серьёзным искусством, пережившим его почти на полтора века. Подводя итоги творчества этих двух авторов видно и слышно, что Вагнер оставил такое наследие, которое изучают, исполняют и любят во всём мире. Визбор конечно тоже молодец, но уровень его совсем другой. Уверен, что Юрий Иосифович во всём бы со мной согласился и мы вместе бы посмеялись над нелепостью сравнения советского барда с немецким композитором-романтиком.

Что это вообще было и зачем

Затем чтобы вы тоже могли выбрать свои собственные критерии и благодаря ним сравнивать любых других музыкантов, композиторов, бардов - кого захотите. Ведь так или иначе о музыке рассуждают все - пускай теперь рассуждают предметно и обоснованно!

-9