Вместе с изменениями в обучении пришли и изменения в расписании.В расписании изменилось мало, но будут ли эти изменения влиять на многое?
Что учитывают при составлении расписания в школе: основные критерии.
*Необходимое количество часов по каждому предмету для каждого класса.
*Равномерное распределение часов у педагогов.
*Биоритмы учащихся.
*Возраст учащихся, и допустимую максимальную дневную нагрузку.
*Дополнительные занятия.
Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.
Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.
Сложные предметы в расписании.
*Наибольшая активность по дням недели приходится на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного. Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
*Активность среди дня также приходится на второй и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти часы ставят наиболее сложные предметы.
*Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним урокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы, поскольку внимание детей будет расфокусировано.
*Уроки, не требующие серьёзного умственного напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.
Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.
Количество уроков в школьном расписании.
*Учащиеся 8-11 классов не могут получать более 8 уроков в день.
*Для 5-7 классов норма составляет 7 и менее уроков в день.
*2-4 классы ограничивают 5 уроками ежедневно.Допустимо проводить один раз в неделю 6 уроков. Но тогда одним из них должна быть физкультура.
*Также и для первоклашек. Но у них проводят до 4 уроков ежедневно. 5 уроков один раз в неделю выходит, с учётом физкультуры.
Существуют и другие, общие правила, которые обязаны соблюдать педагоги при составлении расписания:
*Перемены не может длиться больше 30 минут.
*Не желательно соединять попарно сложные предметы. Это способствует повышенной умственной нагрузке. Исключение составляют уроки труда, которые, как правило, ставят попарно.
*Также допускается сдваивать уроки в 9-11 классе, чтобы школьники готовились к экзаменам, и постепенно привыкали к парам, которые ждут их в колледжах и вузах.
*Нормой считается проведение 3 уроков физкультуры в неделю для каждого класса.
*СанПиН регламентирует допустимое время занятий у мониторов.
*Для 1-2 классов это не более 20 минут в день. А для 7-11 время составляет 35 минут. За этим должны следить педагоги.
*Не допускается перегружать любой из дней недели сложными предметами. СанПиН измеряет сложность каждого предмета в баллах. Это учитывают, составляя расписание.
*Согласно СанПиН, расписание в начальной школе составляется, также, с учётом бальной системы сложности занятий, и обязательно включает перерывы для первоклашек. Допустимо назначать им дополнительные каникулы.
Сколько минут урок в школе: во сколько начинаются и заканчиваются уроки.
Это зависит от смены: для первой – до 13:30, а для второй – до 19:30. При этом для учеников 5, 9 и 11 классов не допускается обучение во вторую смену.
Также не допускается организация процесса более, чем в две смены. Между последними должен быть выдержан интервал от тридцати минут.
Недельная нагрузка распределяется равномерно. Требуется учесть дневную и общую умственную работоспособность детей, а также и трудность предметов.
На середину недели целесообразно повышать уровень умственной активности, нагружая несовершеннолетних уроками с наивысшим баллом (химия, алгебра, физика и т. д.).
Также в указанное время допускается повышать количество занятий по сравнению с началом и концом недели.
Такие изменения будут приняты до 2021 года