Продолжаем цикл о населённых пунктах Башкирии. Ранее речь шла о селе Языково - райцентре Благоварского района.
Село Нижегородка находится немного южнее Уфы (из открытых данных следует, что расстояние до города составляет 20 км). Находится между двух дорог - железной дорогой и Старочишминской трассой, на правом берегу реки Дёма.
Имеет единое название с микрорайоном Уфы. Впрочем, у обеих Нижегородок общее прошлое - образовано выходцам из нынешней Нижегородской области, а точнее, жителями городка Богородск.
История села.
Первые селения русских дворян к югу от Уфы стали появляться уже с XVI в., но лишь с установлением спокойствия в крае к концу XVIII в. дворяне начали активно скупать плодородные земли южнее города. Помещичьи деревни и дворянские усадьбы возникали почти исключительно вдоль рек на возвышенных не затапливаемых террасах. По правому берегу речки Дёмы вытянулся ряд деревень, начиная с Нижегородки. В XIX в. самой крупной являлась деревня Таптыково, она же Мурзаханово, рядом обосновалось многочисленное мелкопоместное уфимское дворянство, доминировавшее здесь до 1861 г.
Исходя из данных уфимского краеведа Николая Александровича Гурвича, выходит, что в Уфу прибыло около 50 человек. Они занимались кожевенным, башмачным и сапожным делом. В народе эти переселенцы получили прозвище башмачники. В последующем, часть из них переехало в район нынешней уфимской Нижегородки. А спустя некоторое время власти решили бороться с самовольными жителями, начав снос домов. В результате произошёл раскол между переселенцами - часть подчинилась властям, часть же уехала на земли, что находились на правом берегу Дёмы.
Современное состояние.
Ныне село Нижегородка - динамично развивающееся село. В последнее время село разрастается. В своё время главной улицей села была улица Школьная, которая проходит ближе к реке до железной дороги. Сейчас роль главной улицы взяла на себя улица Чапаева, которая, по сути, является продолжением улицы Школьная и проходит до пересечения со Старочишминской трассы.
В селе есть детский сад, школа, поликлиника, магазины, на юге села расположены небольшие предприятия, которые заняты автоматизацией процессов, производством кровельных материалов.
Основу жилых домов составляют частные дома различной этажности.
Согласно данным ЕГРН выходит, что средний возраст жилых домов - около 60 лет, то есть, 1950-е года. Есть множество более молодых зданий, особенно в южной части села. Вектор застройки села заключается в застройке восточной части, то есть, ближе к железной дороге. Из-за действующей моды на переезд в пригород даёт свои плоды.
В южной части села присутствует типовая застройка в 2 и 3 этажа.ото собственного авторства.
Самым высоким зданием в селе является единственная шестиэтажка.
Общественный транспорт
В село ходит автобус, маршрутное такси и электричка.
Начнём с железной дороги.
Железная дорога находится на северо-востоке села и является восточной границей. Также она отделяет Нижегородку от посёлка Зубово.
Остановочный пункт представляет из себя платформу с небольшим павильоном. На данный момент проходит два маршрута - Уфа - Инзер и Уфа - Стерлитамак.
Именно у Нижегородки отходит ответвление - на фото выше видно четыре пути. Два пути по краям - это южный обход Уфы, используемый грузовыми поездами. Центральные два пути - это пути в сторону станции Карламан. Именно по ним проходят указанные выше маршруты. Платформы также находятся у центральных путей. То есть, пассажирам нужно выйти с электрички или рельсового автобуса, затем, дойти до края, где есть лестница, а далее пройти по тропинке, пересечь путь или пути (в зависимости, откуда приехали), а далее предстоит крутой спуск с железнодорожной насыпи.
Автобус представлен в виде одного маршрута государственного перевозчика ГУП "Башавтотранс". Осуществляется несколько рейсов в день. Кроме того, автобус ходит лишь в малую часть села, а именно до шестиэтажки.
Маршрутное такси № 142 практически полностью дублирует маршрут 164 (кстати, ранее они имели один и тот же номер). Ранее обслуживался компанией "Уфа-Лайн", ныне маршрут, после перенумерации, отошёл к ИП Саломасову. Маршрутка ходит чаще. Но подвижной состав оставляет желать лучшего - это маловместительные микроавтобусы. Из-за этого бывает так, что маршрутки следуют без заезда в Нижегородку.
Из особенностей маршрута - в отличии от автобуса, у маршрутки в селе две остановки - у шестиэтажки и на улице Школьная.
На этом, пожалуй, и остановимся.
В следующий раз речь пойдёт о посёлке Урман в Иглинском районе.
Благодарю за внимание!
На самом деле, идею для данной статьи подкинул Матвей Скворцов в фоторепортаже с платформы Правая Белая.
Материал создан при поддержке канала "Уфимский транспорт" и группы "Уфимский электротранспорт".