Вчера в Санкт-Петербурге впервые вышли на линию негосударственные автобусы среднего класса в новом цвете, который в последнее время принято называть "лазурным". В нашем обзоре данных машин мы рассмотрели практически все их новшевства (которых не так и много), кроме, собственно, одного - окраски. Для этой цели мы решили пригласить для публикации в нашем канале отдельного эксперта, чей текст и публикуем ниже.
Привет! Меня зовут Полина, и вот уже 8 лет я работаю графическим дизайнером. А прямо сейчас хочу сыграть с вами в мини-игру.
Думаю, внимательный читатель "Питертранспорта" уже догадался, про что будет статья. Да, про цвет; но для начала небольшое отступление.
На своём дизайнерском веку я повидала многое. И «продающий красный» и «поиграйтесь со шрифтами» и, наверное, все другие более-менее известные дизайнерские мемы. Я работала и в крупных компаниях, вникая в бренд-буки титанов IT-бизнеса, и в совсем маленьких, объясняя на пальцах владельцу маленькой кофейни, что такое цвет и почему у него есть номер.
Надеюсь, я убедила вас в том, что мне можно доверять, однако всё что я напишу в этой статье является моим личным мнением и вы вправе быть с ним не согласны. Пишите в комментарии, я очень люблю и ценю фидбеки. Ну что, вернёмся к транспорту?
Максимально краткий спойлер - мне не нравится новый цвет автобусов и вот почему:
1. Он неудобен для перевозчиков.
2. Он не подходит городу.
3. Он неудобен для пассажиров.
А теперь чуть подробнее.
Есть объективная разница между искусством и дизайном. Искусство - полностью является собственностью художника и он уже закладывает туда идеи (или не закладывает), выбирает форму, цвета… «Я - художник, я так вижу!» - такая позиция в этом случае вполне имеет право на существование.
В свою очередь, дизайн - это про бизнес. Дизайн должен работать и выполнять поставленные перед ним задачи. У дизайна всегда есть цель. Первый этап любой работы дизайнера похож на курсовую или дипломную работу у студентов - предварительное исследование и формулировка целей и задач.
Так вышло, что последний год я фокусирую свою работу на так называемом User experience (UX) design - дизайне, основанном на пользовательском опыте. Поясню на паре простых примеров:
Тем кто заинтересовался, порекомендую книгу Дона Нормана «Дизайн привычных вещей».
Помимо очевидно абсурдных примеров, можно привести вполне часто встречающийся в наши дни.
Представьте, что вы долго собирали корзину в интернет-магазине. Сравнивали цены, бегали на кухню и проверяли что закончилось. Сейчас осталось только сформировать заказ, нажать всего одну кнопку:
Такие задачи и цели есть у цвета общественного транспорта? По идее именно этим вопросом должны были задаться те, кто предлагал этот цвет к реализации на транспорте, ещё на начальной стадии идеи.
1. Транспорт должен быть хорошо виден издалека в любую погоду. Даже в век Яндекс.Транспорта это максимально актуально, поскольку мы не смотрим в экраны смартфонов ежесекундно. Выделить пассажирский автобус в потоке не будет лишним и для других водителей.
2. Цвет не должен усложнять жизнь перевозчикам во время ремонта транспорта и его эксплуатации. В случае же с петербургским транспортом был выбран довольно редкий RAL 2107035, такую эмаль заказать сложнее. Пока машины на гарантии - мы, простые горожане, не заметим проблемы, но как только гарантия кончится - наш транспорт превратиться в концептуальное искусство из лоскутного одеяла.
3. Цвет должен подходить городу по смыслу. Изначально так и планировалось - осенью были представлены два автобуса в оклейке ФК «Зенит» (который, кстати, жители и выбрали в публичном голосовании), а вице-губернатором Батановым было озвучено, что это и будет новый цвет городского транспорта. Но затем вице-губернатора поменяли, а вместе с ним - и цвет автобусов. При этом, оставив наименование прежнего цвета, "лазурный", за новым оттенком, который к нему никакого отношения в общем-то не имеет.
Идея единого цвета и вообще стиля для городского транспорта имеет куда больший смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Фирменный стиль - это гарантия качества, подтверждение взятых на себя обязательств. Вот подъезжает к остановке автобус с фирменной городской ливреей и мы заранее знаем правила игры. Цвет и брендовое оформление как бы говорят нам: «Тут соблюдаются социальные обязательства, принимаются карты и стоимость проезда вот такая» Общий стиль помогает разобраться в транспортной системе города не только горожанам, но и туристам - для Санкт-Петербурга это важный аргумент. В него оформляют не только сам транспорт, но и остановки, проездные билеты и всё, что связано с официальным, городским транспортом, ведь это облегчает его использование всем участникам.
Можно конечно было бы предположить, что это всего лишь первый шаг, «проверка в бою», а бренд появится позднее, в том числе и на элементах инфраструктуры. Но скажу прямо - развивать фирменный стиль из цвета, который выбрали только потому, что он кому-то понравился - не получится, это так не работает. Вы только представьте себе на минуту остановки в таком цвете, автобус внутри или форму для водителей и кондукторов. Надо было кому-то меньше строить из себя художника и выливать свою творческую натуру на холст, а не на город, над котором работали Трезини, Растрелли, Браунштейн, Воронихин.
И напоследок. Я не утверждаю, что наш транспортный "лазурный" - плохой цвет сам по себе. Может он и «яркий», а для кого-то даже "весёленький", но подойти к выбору цвета для такой ответственной задачи надо было с умом и не рубить с плеча - слишком дорогое удовольствие. Ощущение, что нам покрасили автобусы только чтобы хоть что-то покрасить. Такие истории часто заканчиваются тем, что при смене одного начальника на другого затея либо сводится на "нет", либо заменяется на другую.
Полина Елпатьевская,
специально для "Питертранспорт"
Чтобы ничего не пропустить, обязательно подписывайтесь на нас в "Дзене", а также следите за нами на любой из популярных площадок, удобной для вас: