Найти в Дзене

Охлаждающие жидкости для ДВС

Для отвода тепла от камеры сгорания топлива (блока цилиндров) двигателей внутреннего сгорания используют охлаждающую жидкость (ОЖ) различного состава, которая должна отвечать следующим требованиям: Традиционные охлаждающие жидкости IAT (Inorganic Acid Technology) Охлаждающей жидкостью (антифризом) может служить целая гамма растворов солей, органических соединений и/или спиртов. Естественный отбор в ходе эксплуатации различных смесей выделил главные компоненты — вода и этиленгликоль. Процентное соотношение этих компонентов определяет основное свойство ОЖ — низкую температуру замерзания (до -70 °С) и температуру кипения выше точки кипения воды. ОЖ этого класса относятся к классу неорганических антифризов. Антифризы ЭГ1.png График показывает зависимость температуры замерзания раствора «Вода — ЭГ», а точнее, зависимость интенсивности образования кристаллов льда и кристаллов этиленгликоля (ЭГ) в растворе от их процентного соотношения. График зависимостей нелинейный, т.к. при
Оглавление

Для отвода тепла от камеры сгорания топлива (блока цилиндров) двигателей внутреннего сгорания используют охлаждающую жидкость (ОЖ) различного состава, которая должна отвечать следующим требованиям:

  • ОЖ должна сохранять охлаждающие свойства весь заданный срок использования и не изменять агрегатного состояния своих компонентов (образование осадков, отложений или расслоения компонентов).
  • ОЖ должна иметь максимальные значения температур замерзания и кипения.
  • Пакет присадок (ингибиторы, красители, антипенообразователи и др.) не должен изменять физико-химические параметры ОЖ при амплитудном перепаде температур.

Традиционные охлаждающие жидкости IAT (Inorganic Acid Technology)

-2

Охлаждающей жидкостью (антифризом) может служить целая гамма растворов солей, органических соединений и/или спиртов. Естественный отбор в ходе эксплуатации различных смесей выделил главные компоненты — вода и этиленгликоль. Процентное соотношение этих компонентов определяет основное свойство ОЖ — низкую температуру замерзания (до -70 °С) и температуру кипения выше точки кипения воды. ОЖ этого класса относятся к классу неорганических антифризов.

Антифризы ЭГ1.png

График показывает зависимость температуры замерзания раствора «Вода — ЭГ», а точнее, зависимость интенсивности образования кристаллов льда и кристаллов этиленгликоля (ЭГ) в растворе от их процентного соотношения. График зависимостей нелинейный, т.к. при снижении (повышении) температуры происходит изменение концентрации компонентов.

Особенности физических свойств пары «Вода — ЭГ»:

  • Вода, даже в небольшой концентрации, резко снижает температуру замерзания ЭГ, который, в чистом виде, замерзает при температуре минус 12,3 °С. Дипольное строение молекулы воды препятствует образованию кристаллов ЭГ.
  • Пространственное строение молекул ЭГ препятствует образованию крупных кристаллов льда. Возможно временное (до прогрева) снижение текучести раствора из-за образования кристаллов льда около 5 мкм и повышение концентрации ЭГ, что может приводить к повышению давления в системе охлаждения в момент пуска двигателя на холоде.
  • Повышение концентрации ЭГ до значения плотности раствора 1,08 г/куб. см повышает температуру парообразования раствора до 108 °С, т.е. повышается охлаждающая способность ОЖ. При этом не происходит образования крупных образований кристаллов льда и ЭГ при низких температурах. Дальнейшее повышение концентрации улучшает морозостойкость и теплоемкость ОЖ, но и повышает стоимость антифриза.
  • ЭГ полностью растворяется в воде и не образует слоев при длительном хранении. При длительном хранении ЭГ в чистом виде на крупных оптовых базах требуется перемешивание (один раз в 18 месцев), т.к. маслянистая консистенция ЭГ склонна к образованию гелеобразного осадка.

На основе этих свойств установлено разделение антифризов по температуре эксплуатации или по процентному соотношению компонентов на стандартные (-20…40 °С, содержание ЭГ 35…50%) и специальные (-40…65 °С, содержание ЭГ 50…65%).

Стандарты на антифризы

Стандартизацией антифризов занимались ведущие производители автомобилей и нефтехимики. Основные стандарты:

  • SAE J 1034 (USA)
  • ASTM D 3306 (USA)
  • ONORM V5123 (Austria)
  • AFNOR NF R15-601 (France)
  • BS 6580: 1992 (GB)
  • CUNA NC956 16 (Italy)
  • JIS K2234 (Japan)
  • ГОСТ 28084-89 (РФ)

В последнее десятилетие в нашей стране (да и в мире, с 1970 года) распространение получила система стандартизации, которую использует VAG (Volkswagen Audi Group). Нормативами VAG определены три группы ОЖ (антифризов) и приняты цвета красителей.

Неорганические или Гибридные антифризы

HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) — G-11 или VAG TL 774-C. Цвет — сине-зеленый. Срок эксплуатации не более 2-х лет.

Ингибиторы (вещества, препятствующие коррозии) образуют защитную пленку на всех поверхностях системы охлаждения, которая может достигать толщин до 0,5 мм и значительно снижают эффективность теплопередачи системы (до 50%).

Российский «Тосол» является практически полным аналогом G-11. На практике, «Тосол», являясь торговой маркой, не имеет однозначной рецептуры (пожелания к характеристикам ОЖ изложены в ГОСТ 28084-89 и, не более того), что приводит к его несовместимости с G-11, не говоря о других антифризах, и «простору» для фальсификации.

Органические или Карбоксилатные антифризы

OAT (Organic Acid Technology) содержат две подгруппы:

  • G-12 или VW TL 774-D (красный)
  • G-12 Plus или VW TL 774-F (фиолетовый) с улучшенным пакетом присадок.

Срок эксплуатации — не более 5-ти лет.

Ингибиторы не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов и других соединений, агрессивных по отношению к деталям системы охлаждения и экологии.

Соединения на основе карбоксильных кислот:

  • Не создают сплошного защитного слоя. Ингибиторы «работают» только на поврежденном коррозией участке, создавая слой толщиной не более 0,01 мм, что не затрудняет теплообмен системы.
  • Карбоксилаты более стабильны и расходуются из раствора только на «ремонт» системы охлаждения, что позволило поддерживать рабочую концентрацию ингибиторов в течение длительного времени.
  • Пакет присадок обладает высокими антивспенивающими свойствами.

Органические антифризы являются «элитой» в линейке охлаждающих жидкостей для массовых автомобилей.

Производителем категорически не рекомендуется для смешивания G-12 с G-11. Производитель допускает смешивание G-12 Plus с G-11 или G-12, но не гарантирует сохранения свойств улучшенного пакета присадок. Обе группы рекомендованы для автомобилей Volkswagen, а также Audi, Skoda, Seat.

Лобридные антифризы

«Lobrid coolants» — G-12++, G-13 (желтый или оранжевый). Эта группа появилась в результате «борьбы с экологией». Основа осталась та же, но пакет присадок позволил увеличить срок эксплуатации до 7-ми лет.

Следует отметить, что наносить маркировку с литерой «G» имеют право производители антифризов, чья продукция прошла сертификацию по стандартам и в лабораториях VAG.