Найти тему

Девушка в одиночку проехала 28 000 км от Питера до Магадана и обратно на Иж-Планета!

Санкт-Петербург - Ижевск - БАМ - Магадан - Хабаровск - Владивосток - Астрахань - Санкт-Петербург

В своих заметках я привыкла делиться лишь своими мыслями и жизненными ситуациями, случившимися со мной и моими близкими. Даже фото всегда старалась использовать только свои. Но на этот раз я хочу рассказать историю незнакомого мне человека, повлиявшую на мою жизнь. 

Будучи подростком, я наткнулась на статью Александры Тепляковой в журнале MOTO об её одиночном мотопутешествии, длиною в 28 000 км (!!!) по маршруту Санкт-Петербург - Ижевск - БАМ - Магадан - Хабаровск - Владивосток - Астрахань - Санкт-Петербург. Каким же терпением и выносливостью должна обладать девушка, чтобы преодолеть такой маршрут! Она настолько поразила и вдохновила меня, что годы спустя, я совершенно одна уехала в продолжительный мототрип по Российским глубинкам. Хотя моё путешествие конечно не может ставиться в один ряд с "одиссеей" Александры. Но сейчас речь не обо мне...

«Путь на Восток!» Александры Тепляковой.

Итак, летом 2005 года сотрудник кафедры электроакустики одного из питерских ВУЗов (скрестила пальцы, надеясь, что память меня не подводит), Александра Теплякова (давайте просто Шура), запланировала мотопутешествие из Питера в Магадан. Это была уже третья её попытка- предыдущие две по тем или иным причинам не смогли реализоваться. И вот за неделю до путешествия, её Иж-Планету угоняют.  И снова задуманное оказалось на грани срыва!

Но мото-товарищи не оставили Шуру в беде: друг из Вологды одолжил ей свой Иж-Планету-5, а другой "подбросил" до Вологды на своём мотоцикле. 

Оттуда- на чужом, незнакомом и "необъезженном" мотоцикле, именуемом Шельмой, в середине июня 2005 года Шура двинулась на Восток! Путь её пролегал через Ярославль (и как раз проходивший там байк-слёт), Иваново, Нижний Новгород и Казань в сторону Перми.

Мотоцикл капризничал, беспрестанно шёл дождь, да и дороги на этом участке пути очень загруженные- много фур, которые обдают потоками грязи (я на своей шкуре испытала "счастье" проехать 800км этой трассы в сочетании с беспрестанным ливнем... спасалась отсчётом километровых столбиков). Первый небольшой отрезок пути компанию Шуре составил друг, подбросивший её до Вологды.

Свернув в Татарстане на Пермь, им даже "посчастливилось" заблудиться. Во многих татарских деревнях до сих пор не говорят по-русски и спросить дорогу зачастую не у кого.

В итоге ночь застигла их в татарской глубинке. Ночевать пришлось на остановке (в лесу грязь- не свернуть, палатку не поставить), лишь утром таксист подсказал дорогу. Проехав 40 километров по грунтовке и преодолев паромную переправу, Шура с другом въехала в Кировскую область.

Затем Удмуртия и пора разъезжаться... Урал... ночевки в палатках, Тюмень... поля и болота. А у Шельмы тем временем "умирает" генератор. Шуре, съедаемой комарами, приходится чинить его вечером, на обочине посреди болот. (Да, одной выносливости и силы воли здесь мало. Когда впереди такой сложный путь, а под Вами- произведение отечественной мотопромышленности, то без уверенных навыков самостоятельного ремонта- никуда!). В этот раз ночевать ей пришлось просто облокотившись на Иж.

Дожди не прекращаются, вот уже и Новосибирск... и 4500км за плечами! Здесь Шура сделала ТО мотоциклу (герметизация электрики + запаслась шипованной резиной), подготовив его к самому сложному участку пути- ведь скоро нормальная дорога закончится и впереди грязь и броды. 

Красноярск... федеральная трасса превратилась в разбитую грунтовку. На этом участке Шуре навстречу попались сначала мотопутешественник из Японии, планирующий попасть в Африку через Португалию, а затем семейная пара путешественников Игорь и Валентина Куликовы, преодолевшие БАМ на джипах в 2002 году.

На этом участке Шуре навстречу попались сначала мотопутешественник из Японии, планирующий попасть в Африку через Португалию, а затем семейная пара путешественников Игорь и Валентина Куликовы, преодолевшие БАМ на джипах в 2002 году. (Источник фото- shoorik-spb.narod.ru)
На этом участке Шуре навстречу попались сначала мотопутешественник из Японии, планирующий попасть в Африку через Португалию, а затем семейная пара путешественников Игорь и Валентина Куликовы, преодолевшие БАМ на джипах в 2002 году. (Источник фото- shoorik-spb.narod.ru)

Тулун, Братск, началась дикая тайга, машин нет... Усть-Кут и первый островок "цивилизации"- АЗС, магазины, подзаправка и запас провиантом. Дорога стала хуже и превратилась в разбитое земляное полотно, петляющее вдоль железнодорожной ветки. По пути встречаются маленькие БАМовские посёлки- Звёздный, Ния, Магистральный. Дорога окончательно превратилась в полосу препятствий из луж, камней и глины... начались броды- ведь большинство мостов в этих краях давно разрушено.

Перевал Дабан (высота примерно 1800м). Сели здесь вымыли весь грунт, оставив лишь камни, местами встречается снег (а на дворе июль). Шура взбирается на своём гружёном мотоцикле по камням и промоинам, через полусгнившие мостики (а это потяжелее чем мототриал!) на вершину перевала. Противолавинная станция. Спуск с перевала, дорога улучшается. Вот и Бурятия! С вершин одной из сопок Шуре показался Байкал!

Северобайкальск встретил Шуру праздничными гуляниями- днём города и национальным бурятским праздником. Переночевав в палатке загородом, она трогает в сторону Нового Уояна по относительно неплохой дороге, проложенной по берегу Байкала. Вокруг озёра, горные ручьи, заснеженные горные вершины и отвесные скалы. Новый Уоян и дорога заканчивается, ведь она не ремонтировалась со времен строительства БАМа! Ехать быстрее 20км\ч становится невозможно, а из-за кучи ям и промоин ехать можно лишь стоя. Шура сворачивает на "отсыпку" железной дороги, которая всё это время идёт "бок о бок". Но и тут ехать тяжело- рыхлая, крупная щебёнка и специально разбросанные шпалы (дабы не ездили). За весь день Шура встречает лишь 4 встречных машины (ну ничего, значит проехать можно!), которые предупреждают её, что броды проехать крайне тяжело- сезон дождей и вода поднялась!

Вода в горных речках ледяная, течение сильное, а ведь перед проходом каждого брода Шуре приходится вначале идти на "разведку".

Вот и Северомуйский тоннель, дороги расходятся и Шура поднимается на очередной перевал. На вершине перевала, на берегу горного озера она встаёт на ночёвку. Проснувшись от холода, спускается с перевала.

Северомуйск. Дорога всё хуже, мостов больше нет. Шура проходит один брод за другим, насчитав 34 брода- перестаёт считать... Но вот большая река- шириной метров 30, соваться на мотоцикле опасно. Шура решает пересечь реку по ж\д мосту. Ширины дуг Ижа как раз хватает, чтобы проехать по краю шпал. Убедившись, что нет приближающегося поезда, Шура преодолевает мост. А вот и следующий- поменьше.

Но его она проехать не успевает- на встречу товарный поезд! Пытаясь впопыхах съехать, Шура уронила мотоцикл на рельсы. Кверху колёсами, с привязанным грузом он оказывается слишком тяжёл для неё- не поднять! Отвязывать груз- времени нет. Бензин из бензобака выливается через отверстие в пробке!
Оценив расстояние от "брюха" поезда до земли и помахав машинистам, что все "ОК", Шура принимает решение "переждать" под колёсами, затыкая руками бензобак (ведь на ближайшие километры нет заправок).

Таксимо. Цивилизация, заправка, отдых, перекус и общение с "аборигенами". После посёлка, на развилке, Шура снова выбирает полюбившуюся ей дорогу вдоль "железки". Опять кочки и броды и опять она сворачивает на насыпь. Железнодорожные мосты, разъезд и... дорога по эту сторону железной дороги неожиданно закончилась. Обратно возвращаться нужно много километров. Обессилившая, она ночует в будке путейцев, а утром обходит разъезд в поисках досок, для "штурма" рельс. Это бывший поселок Витим, люди больше не живут в нём. Рядом с вокзалом много досок и брошенных инструментов, с помощью которых Шура сооружает мостки и пробирается через рельсы.

Река Витим. Другой берег- Читинская область. Самодельный мост, длиною метров 500, из накиданных незакреплённых шпал, без каких-либо ограждений, нависший на высоте 30 метров над бурлящими потоками реки. Стараясь не смотреть вниз, Шура штурмует мост.

Мост через Витим. "Самодельный мост, длиною  метров 500, из накиданных незакреплённых шпал, без каких-либо ограждений, нависший на высоте 30 метров над бурлящими потоками реки" (Изображение взято с https://топчег.рф/298815-Ugrjum-reka-ugrjum-most-i-fantasticheski-krasivaja.html)
Мост через Витим. "Самодельный мост, длиною метров 500, из накиданных незакреплённых шпал, без каких-либо ограждений, нависший на высоте 30 метров над бурлящими потоками реки" (Изображение взято с https://топчег.рф/298815-Ugrjum-reka-ugrjum-most-i-fantasticheski-krasivaja.html)

Станция Куанда, цивилизация и даже асфальт! А вот и одноименная река... без моста. В брод пройти нельзя- слишком глубоко! Но охранник железнодорожного моста спасает- разрешает проехать.

Железка снова уходит в тоннель, а Шура покоряет перевал Кодар. Вокруг горы и ледники. Вечер и поселок Чара. Снова цивилизация, люди, новые знакомства и долгожданный отдых. Шура решает переждать здесь некоторое время в надежде, что дожди наконец закончатся. Отдохнув пару дней, посетив с новыми друзьями местные достопримечательности и дождавшись долгожданных просветов на небе, Шура держит путь дальше на Восток. До следующего островка жизни- 100 км. Двигаясь меж озёр и ледников, она достигает самой высокой точки БАМа- Муруринского перевала. К вечеру Шура въезжает в посёлок Хани, где её уже встречают (друзья с Чары предупредили)! На сей раз в гости её ждут в маневровом тепловозе. На прощание новые знакомые дарят ей маневровые карты поездов с указанием всех высот и мостиков, а также договариваются о дозаправке Шельмы через 150 км (ведь заправок в этих местах нет на многие сотни километров!).

Амурская область. Дороги в нормальном понимании, конечно же нет. И тут, после очередного поворота, Шура натыкается на медведя! Он не обращает на неё внимания и она "даёт газу", но разогнаться по такому бездорожью практически нереально. Получается "выжимать" максимум 30км/ч. Не обращая внимания ни на что вокруг, она рвёт вперёд, ведь медведю догнать мотоцикл, который "ползет" с такой скоростью- не составит труда!

Разъезд Имангракан. Шура, по совету аборигенов, сворачивает на отсыпку железной дороги, "срезая" перевал. Река Хотугу-Чабиникт. Мосты здесь лишь железнодорожные и отнюдь не маленькие. Штурмовать такие (безопасности ради) лучше сразу после прохода поезда, а его всё нет и нет! Шура принимает решение переночевать на этом берегу, в будке путейцев и утром отдохнувшая, "на свежую голову" штурмует мост. За ним - ещё два. А вот и четвертый мост через реку Олёкму- самый большой и охраняемый. Но и здесь охранник "идёт на встречу": помогает перекатить мотоцикл... а ещё поит Шуру горячим чаем, угощает вареньем и рисует карту, по которой Шура без проблем доезжает до посёлка Юктали.

Здесь наконец обещанная дозаправка! Бензин лишь 76-й, но выбор в этих краях не велик- следующая заправка через 300км! Шура продолжает путь. Заброшенные посёлки, разрушающиеся дома и гниющие машины... Постепенно дорога становится лучше. И вот наконец Шура въезжает в Тынду- столицу БАМа. Цивилизация, машины, асфальт.

Первый тяжёлый участок дороги -1500 км БАМа (ну или около него)- позади!
А впереди ещё 1000 км до Якутска!

После Тынды ещё 60 километров асфальта, но и затем "сносная" грунтовка- Шуре удаётся держать скорость в 60км/ч.

Якутия, сопки и нулевая видимость из-за пыли, поднимаемой колёсами грузовозов. Поселки, в основном, заброшенные или максимум шиномонтаж с придорожным кафе и парой жилых домов. Местные пугают медведями, настоятельно не рекомендуют ночевать в палатке. С ночлегом помогают дальнобойщики- один из них даёт адрес дочери, которая уже истопила баню, гайцы помогают найти адрес. Баня и горячий ужин- настоящий отдых!

Посёлок Качикатцы и паром через Лену, который, петляя меж островов, идёт до другого берега около часа!

Вот и Якутск! Здесь Шура знакомится с местными байкерами. Опять нормальная ночевка, а также экскурсия по городу и ТО мотоцикла! А затем снова паром через Лену и начало второго тяжёлого отрезка пути- трассы Колыма.

От Якутска в сторону Хандыги дорога хорошая и идет по "цивилизации"- много якутских деревушек, много машин (УАЗиков и Уралов). К вечеру Шуру нагоняет гроза и Шельма глохнет: где-то закоротило проводку. Приходится ночевать в придорожных кустах под тентом, в обнимку с просыхающим мотоциклом. Но на утро её ждёт ещё один "сюрприз": глиняное полотно развезло и не то, что ехать, но даже стоять на ней сложно! Шура плетётся по раскисшей дороге, мимо сползших в кювет машин... Чурапча. Ытык-Кюёль. Мотоцикл забит глиной. Указателей на русском больше нет, как впрочем и русской речи- дорогу спросить невозможно. Впереди участок дороги, о котором у Шуры никакой информации- ведь дорогу начали строить, но закончена ли она? Наконец она встречает дорожных строителей, которые подсказывают, что дорога на Хандыгу хоть и не достроена, но проехать по ней можно.

Паром через Алдан. И наконец Хандыга и русская речь! Здесь Шура заправляется, запасается провиантом и посылает телеграммы домой- ведь это большой посёлок, не имеющий правда сотовой связи (потом становится ясно, что кроме Якутска и Магадана сотовой связи нет нигде). Пос. Тёплый Ключ. Дорога хорошая, мосты бетонные, есть даже дорожные указатели и таблички. Заброшенные лагеря. Томнорукский перевал. Посёлок Развилка, в котором ещё "теплится" жизнь. Дальше- желтый прижим- дорога, шириной в одну машину, вырубленная в скале. Обвалы здесь частое явление, но Шуре везёт- старый обвал уже расчистили, а новый случился на следующий день после того, как она проехала! Черный прижим пролегающий по краю обрыва- ещё страшнее. Преодолевая горные хребты, Шура въезжает на Оймяконскую возвышенность- суровейшее место, неприспособленное для жизни! Метеостанция Восточная и люди, а точнее два метеоролога. Шура пережидает дождь у них, за чашкой чая.

Река Кюбюме. Брод слишком глубокий- под силу лишь Уралу. С другой стороны реки, одновременно с Шурой подъезжает внедорожник из Магадана. Обмениваются впечатлениями, внедорожник решается штурмовать брод... Но на середине реки его сносит! Через 50 метров он садится на мель. На счастье к реке подъезжает грейдер - приехал на рыбалку😂. Все вместе спасают внедорожжник. Шуре, с её Ижом, нет смысла соваться в такую реку и она идёт в поселок Кюбюме договариваться о помощи. Ночевать приходится в палатке на берегу, а утром на помощь из посёлка приходит Урал. Вода, тем временем, всё прибывает... а ведь Шуру впереди ждут другие реки и новые броды.

Томтор. Куралах-Сала. Бывшие лагеря, взорванные шахты. Теперь тут только дикие звери- куропатки, зайцы и... снова медведь! Но услышав грохот Шельмы он уходит вглубь тайги, а Шура, как и в прошлый раз, "даёт газу".

Вот и граница Якутии. В Магаданской области дорога абсолютно "мертвая"- её много лет не ремонтировали и никому кроме Урала или КАМАЗа тут уже не пройти. Машины здесь ходят редко- одна машина раз в несколько недель! Мосты давно разрушены или подмыты и все речки Шуре уже привычно приходится штурмовать вброд. Иногда при проезде брода даже сиденье оказывается под водой.

Но вот один из бродов оказывается слишком глубок. Ни проехать, ни перетолкать мотоцикл не возможно! Шура решает переждать пару дней, чтобы вода спала. Но вместо этого вода поднимается в только что пройденной речке.

Шуру "зажимает" на островке в 3 км! День проходит за днём, запасы еды подходят к концу. Постепенно вместо макарон с грибами, Шура начинает питаться одними лишь грибами и пойманным хариусом. Заканчивается соль. Теперь и грибы и хариус Шуре приходится есть несолёными. С каждым днём страх нарастает. Так проходит 5 дней.
И наконец спасенье- два вахтовых КАМАЗа с прииска... просто проезжают мимо! Пьяные мужики не обращают внимания на Шуру, попавшую в беду. Но словно в сказке через 2 дня мимо проезжает пара Уралов венгерских журналистов, снимающих фильм о России! Они без лишних слов спасают Шуру из заточения!

Оказывается, до хорошей дороги её отделяло всего 30 км! Уставшая Шура преодолевает их на Уралах и прощается с новыми знакомыми лишь после выезда на трассу.

Посёлок Кадыкчан... Аркагалинский перевал... поворот на южную Тенькинскую трассу... Перевал Лошкалах... Перевал Гаврюшка... брошенные посёлки золотодобытчиков. Но наконец Шура добирается до "цивилизации"- посёлка Омчак, где ей удаётся пополнить запасы провианта и заправиться. Урочище Нелькоба... Шура съезжает с трассы, чтобы поглядеть на бывшие урановые родники и остатки одного из самых ужасных исправительно-трудовых лагерей "Батугычаг".

Последняя ночёвка перед Магаданом. Ночью- твёрдый минус, идёт снег... Последние 80 км до долгожданной цели.

И вот наконец Магадан- нереальное стало реальным!
Полтора месяца одиночного путешествия у Шуры за плечами и из них всего пять дней она провела без дождя!
Пройден путь в 12 000 км, половина котрого- бездорожье.
За такой внушительный маршрут Шельма сломалась лишь раз.

На этом первая часть пути закончена, как и первая часть моей статьи. Об обратном пути Шуры я напишу отдельно, а иначе моё повествование выйдет слишком большим.

"И вот наконец Магадан- нереальное стало реальным!" (Источник фото- shoorik-spb.narod.ru)
"И вот наконец Магадан- нереальное стало реальным!" (Источник фото- shoorik-spb.narod.ru)

P.S. Я долго пыталась найти ту статью, чтобы перечитать снова, но увы... Тонны перерытых журналов, тысячи перелистанных страниц ни к чему не привели. К своему стыду имени Шуры я на тот момент не могла вспомнить. Помнила про Питер, работу в ВУЗе... но имя вылетело из головы. Я гуглила во всех возможных вариациях и- О чудо! Нашла на мотофорумах восхищенные отзывы бывалых байкеров о Шуре. Но большинство ссылок вели на "мертвые" или съеденные вирусами сайты. Через некоторое время я всё же нашла страничку Шуры на "народе" (shoorik-spb.narod.ru), но и её с компьютера прочитать не получилось. Всё разъезжалось, а вечно выскакивающие вирусные банеры загораживали текст. Кое-как "расшифровать" получилось лишь с телефона.