Найти тему
Лайфхаки для учёбы

4-летний ребенок научился читать «словами». Во что это вылилось в начальной школе

Оглавление

Многие родители увлекаются новыми технологиями обучения. Рассказываю про свой неудачный опыт. Надеюсь, он поможет избежать серьезных последствий.

Многие читали или слышали о методике Гленна Домана - американского врача-физиотерапевта, автора восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.

Когда мой старший сын был маленьким, мне попалась книга Домана про обучение детей, в том числе математике и чтению.

Смысл методики по математике заключался в том, что надо было создать 100 карточек 20х20, на которых рисуются кружочки: на первой карточке – 1 кружок, на второй – 2,…, на сотой – 100. Ребенку быстро показываются эти карточки и проговаривается число, соответствующее количеству кружков. Это тренирует у ребенка образное понятие числа, то есть соответствие количества знаковому обозначению. После этих занятий у детей не было проблем со счетом и математикой вообще.

Но вот с чтением всё оказалось совсем не так хорошо. Методика заключалась в том, что надо было сделать большие прямоугольные карточки, на которых писались слова толстыми печатными буквами. Дальше надо было поступать также, как с математикой – быстро показывать слова и произносить их. Предполагается, что ребенок прочно склеивает написание слова с образом, который стоит за ним, и начинает свободно читать простые книжки, видя это слово в напечатанном виде.

Я не помню, как долго мы занимались. Сын начал читать. Потом мы эту методику забросили и вернулись к традиционному чтению через звуки и слоги. Но сын по инерции продолжал запоминать слова, не обращая внимание на их состав. Тогда меня все это вполне устраивало. Читает быстро, смысл понимает, что еще надо.

Все проблемы этой методики проявились в 1-м классе, когда сын во время диктантов стал делать много ошибок.

Он знал все правила, верно выполнял задания на эти правила, но записывая слова под диктовку, постоянно делал ошибки.

Я попросила учительницу и логопеда помочь разобраться с проблемой. В конечном итоге цепочка расследований привела нас к Доману. «Развивающая» методика выбросила из обучения чтению самый важный этап – уметь сопоставлять буквы и звуки. Поэтому, слыша слово, сын видел за ним образ, но не всегда мог точно сказать из каких букв это слово состоит.

Понятно, что после этого «открытия» мы усиленно занялись устранением пробела. К счастью, обнаружился он достаточно рано, и многое удалось наверстать.

Я не умаляю заслуги Гленна Домана, он не зря получил свои награды. Но его методики были созданы для англоязычных детей. Может обучение чтению просто не работает на русском языке.

Так что, применяя любые инновационные методики, не поленитесь, почитайте отзывы не только тех, кто сейчас по ним занимается, но и тех, кто их использовал несколько лет назад.

А какие необычные методики вас разочаровывали или, наоборот, привели в восторг?