Аккадское Царство
Шумеры были не единственным народом, населявшим Плодородный полумесяц Месопотамии . Существовали и другие группы людей, которые жили в постоянных общинах и взаимодействовали с шумерами в мирное и военное время. К 2350 году до нашей эры Семитоязычные народы объединили Северную Месопотамию с шумерскими городами-государствами, и в Аккаде была основана новая столица. Результатом стало централизованное правительство под властью короля, его королевского двора и высшего класса священников.
Предполагается, что человек, наиболее ответственный за это развитие, - Саргон аккадский. Саргон, чье имя принято считать означающим "законный царь", провел более тридцати сражений против шумерских городов-государств, и в конце концов эти города-государства были включены в состав Аккадского царства.
Основой Аккадского государства была экономика. Саргон и его королевский двор служили центром всей экономической деятельности. Помните, в Шумере эту задачу взяли на себя жрецы храма. Саргон привез в столицу огромные богатства – он также привез огромное количество королевских слуг и администраторов, создав таким образом бюрократическую организацию, помогающую править его королевством.
Аккадское царство, как и большинство древних ближневосточных царств, также исповедовало политеистическую религию. Их боги были антропоморфны, то есть принимали человеческий облик. И поскольку боги принимали человеческий облик, они также обладали человеческими качествами: боги могли быть глупыми, умными, застенчивыми, веселыми, ревнивыми, злыми или глупыми. Между собой боги также имели неравный статус. Боги были выведены из мира природы по той простой причине, что жизнь в Месопотамии контролировалась или обусловливалась временами года. Их мир был миром природы, и для того, чтобы понять природу, месопотамцы придали силам природы человеческий облик. Итак, мы встречаем Бога Неба Ана, бога воздуха Энлиля, бога Луны Нанну и бога солнца Уту. Месопотамцы верили, что эти боги ответственны за создание Вселенной и всего, что в ней содержится, включая человечество. Боги также были ответственны за бесперебойное функционирование этого мира. Боги правили миром людей через своих земных представителей, и в случае Аккадского царства это означало Саргона. Надеюсь, вы уже можете заметить снижение статуса храмовых жрецов в Аккаде. Хотя они все еще существуют и продолжают выполнять жизненно важную роль, посредником между богами и обычными мужчинами и женщинами теперь является Саргон.
Мужчины и женщины были созданы богами, чтобы служить богам – кормить и одевать их, почитать и повиноваться им. Однако в этой религии отсутствовало одно обстоятельство: боги не устанавливали никаких правил этики или морали. Вопросы добра и зла были предоставлены мужчинам и женщинам самим себе. В конце концов, боги дали жителям этих ранних речных цивилизаций ответ на основной вопрос-почему мы здесь? какова наша роль? И ответ был столь же прост-служить богам.
Древний Египет
В то время как шумеры, вавилоняне, аккадцы и другие племена были заняты созданием Месопотамской цивилизации в плодородном Полумесяце Древнего Ближнего Востока, на Западе появилась другая цивилизация. Опять же, эта цивилизация полностью зависела от географии (см. карту). Именно плодородная долина реки Нил позволила египетской цивилизации процветать на протяжении многих веков. Это область мира, в которой в изобилии имеются столь необходимые природные ресурсы. Кроме того, климат Египта очень сухой и почти неизменный. Благодаря этому статичному, неизменному качеству египтяне получили чувство безопасности от своего окружения.
На протяжении веков древнеегипетская цивилизация процветала в изоляции от остального Древнего Ближнего Востока. Тем не менее, хотя Египет и был изолирован, он не был объединен. Географически он был разделен между черными и красными землями, а политически-между Верхним и Нижним Египтом. Около 3100 года до нашей эры различные политические группировки боролись за контроль. В конечном счете победа досталась Менесу в Верхнем Египте. Менес также известен как Нармер. Самым важным событием в своей истории египтяне считали объединение Верхнего и Нижнего Египта.
Подобно Саргону, такой царь, как Нармер, был посредником между людьми и богами. Но Нармер тоже был фараоном. Он был не только посредником между людьми и богами, но и сам был божественен. Правление фараона было вечным и абсолютным – он правил не только для богов, но и как сам Бог. Приняв положение царя и Первосвященника, фараон отбросил свои человеческие качества и занял неизменное, неизменное и божественное положение. И именно эту роль Нармер взял на себя в 3100 году до нашей эры.
Новое государство также получило власть и стабильность от концепции Маат, качества или поведения, которое переводится как истина, справедливость, порядок и праведность. Маат подразумевал божественную силу гармонии и стабильности, которая исходила из самого начала времен. Хорошее правление фараона означало присутствие Маат.
Египетская религия, как и Месопотамская, была политеистической, и каждый регион имел своего бога-покровителя. Некоторые из этих местных или региональных богов получили известность по всему Египту. Например, бог Птах получил власть, когда город Мемфис стал столицей Египта. Позднее Бог Гелиополиса Ре затмил бога Птаха. Наконец, бог Амон достиг господства в Фивах в связи с политической властью фиванского фараона. Как правило, всякий раз, когда основывалась новая столица, выбирался новый верховный бог.
Египетские боги часто изображались в виде животных-Соколов, стервятников, КОБР, собак, кошек или крокодилов. Для египтян, поскольку животные не были людьми, они должны были иметь религиозное значение. Другие боги, такие как Птах и Амон, были представлены в человеческом образе, но самый важный Бог Ре не был представлен вообще. Боги создали космос – они создали порядок из хаоса. У шумеров была похожая Вера. Но жизнь Шумера была наполнена тревогой и пессимизмом, потому что сами боги были неустойчивы, а идея загробной жизни была неизвестна.
Египетская религия внушала уверенность и оптимизм во внешнем порядке и стабильности мира. Боги управляли ритмами жизни и смерти. И что действительно отличало египетскую религию от Месопотамской, так это то, что любой мужчина или женщина могли пользоваться благами загробной жизни. Как выразился один историк: "смерть означала продолжение жизни на земле, продолжение, которое при соблюдении надлежащих мер предосторожности, связанных с погребением, молитвой и ритуалом, включало бы в себя только лучшие части земной жизни – ничего не бояться, но, с другой стороны, ничего не хотеть спешить покинуть этот мир."
Религия была объединяющим фактором в Древнем Египте. Фараон выразил свою заботу о своем народе, поклоняясь местным божествам в публичных церемониях. Боги защищали живых и гарантировали им загробную жизнь. Египтяне верили, что они живут в неподвижной, статичной или неизменной Вселенной, в которой жизнь и смерть являются частью непрерывного ритмического цикла. Следовало ожидать определенных закономерностей – нужно было собирать зерно, строить оросительные каналы и строить пирамиды. Точно так же, как солнце восходит на востоке и заходит на Западе, так и вся человеческая жизнь и смерть проходят по регулярным и предсказуемым схемам.
Первые пирамиды, построенные около 2900 года до нашей эры, были немногим больше, чем глинобитные сооружения, построенные над могильными ямами знати. Эти сооружения защищали тело от обнажения, а также обеспечивали надежное место для личных вещей умершего дворянина. К 2600 году до нашей эры глинобитные сооружения были заменены привычной каменной пирамидой. Пирамиды были совершенно недоступными сооружениями-как только фараон был похоронен, коридоры и проходы были запечатаны и уничтожены. Таким образом, пирамиды будут стоять вечно, неизменными и неизменными, как они стоят сегодня. Пирамида символизирует многое из того, что мы знаем о Древнем Египте. Они отражают крайнюю централизацию египетского правительства, а также правление фараона.
Великие Пирамиды Гизы, построенные более 4500 лет назад, выражали бессмертие и божественность фараона. Самая ранняя постройка пирамид в Гизе-это пирамида Хуфу, более известная как Хеопс, греческое имя, данное ей греческим историком Геродотом, когда он посетил пирамиды около 480 года до н. э.. Хеопс занимает площадь в 13 акров и содержит два миллиона каменных блоков, каждый из которых весит 5000 фунтов. Его высота первоначально составляла 481 фут. Одной из наиболее привлекательных черт пирамид, помимо архитектурного подвига их постройки, было их погребальное искусство. Внутри пирамид находилась царская погребальная камера. Стены зала покрыты иероглифами, которые подробно описывают жизнь фараона. Мы находим искусство, детализирующее людей, рыбачащих и охотящихся. Мы также видим людей, сидящих на банкетах. Также были включены представления о еде и вине. Были включены кувшины с вином, зерном, фруктами и другими продуктами, а также лодки, луки, стрелы и другие предметы из реального мира. Рабов тоже часто хоронили. Почему? Очень просто. Фараону понадобятся эти вещи в загробной жизни, так как смерть не окончательна, а является продолжением этой мирской жизни. Акцент на похоронном искусстве был сделан не на смерти, а на жизни. Подобно временам года, человек живет и умирает. Смерть была не чем иным, как началом еще одного цикла. В следующей жизни будут птицы, люди, океаны, реки, пустыни, еда и вино.
Из сказанного выше следует, что религия придала речным цивилизациям Месопотамии и Египта их особый характер. Но эта религия не была религией комфорта или морали. Напротив, эти политеистические религии были МИФОПОЭТИЧЕСКИМИ. В то время как наше мировоззрение может быть научным или рациональным, эти речные цивилизации приняли мировоззрение, основанное на мифе. Конструирование мифов было первым способом, которым западная цивилизация попыталась объяснить жизнь и Вселенную. Мифы объясняли сотворение Вселенной, а также роль мужчин и женщин в этой вселенной. Природа для этих самых ранних речных цивилизаций не была неодушевленным "я". Вместо этого природа, мир природы, обладал собственной жизнью, волей и жизненной силой.
Мифотворцы Древнего Ближнего Востока и Египта не стремились рационально или логически объяснить природу. Вместо естественных законов или систематических объяснений эти люди прибегали к божественным силам и мифам. Хотя эти цивилизации, несомненно, использовали свои умы для строительства зиккуратов и пирамид, ирригационных каналов и гончарных кругов, клинописей и иероглифов, они не продвинулись к созданию науки. Они не выводили абстракций, не выдвигали гипотез и не устанавливали общих законов мира природы. Эти усилия-наука и философия - были продуктом другой культуры, расположенной в другом времени и месте: греков.
Еврейская Цивилизация
По сравнению с великими империями шумеров, аккадцев, вавилонян и египтян евреи казались карликами. Из всех древних цивилизаций именно евреи оказали, возможно, наибольшее влияние на западное общество, а также на западную интеллектуальную традицию.
Евреи, Семитоязычный народ, впервые появились в Месопотамии. Например, семья Авраама была родом из Шумера. Но между 1900 и 1500 годами до нашей эры евреи мигрировали из Месопотамии в Ханаан, а затем в Египет. В это время племя евреев, считавшее себя потомками Авраама, стало называть себя израильтянами ("воинами Божьими"). Евреи были порабощены египетскими фараонами вплоть до 1250 года до нашей эры, когда их вождь Моисей повел их из Египта на Синайский полуостров. Моисей убедил своих последователей стать поклонниками Яхве или Иеговы.
Евреи, пришедшие на Синай вместе с Моисеем, решили вернуться в Ханаан. Переезд был нелегким, и евреи постоянно сталкивались с угрозами со стороны филистимлян, оккупировавших прибрежную область. Двенадцать еврейских племен объединились сначала при Сауле, а затем при его преемнике Давиде. К X веку Давид и его сын Соломон создали Израильское царство. Экономический прогресс был достигнут, когда израильский народ начал торговать с соседними государствами. Были построены новые города, и один из них, Иерусалим, был построен Соломоном в честь бога.
В 586 году область Иудеи была разрушена, и несколько тысяч евреев были депортированы в Вавилон. (200 лет назад северная страна Израиля была разрушена ассирийцами. Разрушение 586 завершило разрушение двух регионов. Пророки Исаия, Иезекииль и Иеремия заявляли, что Вавилонское пленение было Божьим наказанием. Иными словами, евреи сами навлекли на себя плен, потому что нарушили Божьи законы. Несмотря на это бедствие, евреи выжили как люди. В IV веке Александр Македонский завоевал почти весь Ближний Восток, а Палестина была присоединена к Египту и попала под греческий контроль. А к 1-му и 2-му векам до нашей эры евреи потеряли почти полную независимость от римлян. Но евреи никогда не откажутся ни от своей веры, ни от своей религии.
Евреи, как народ, были привержены поклонению Единому Богу и его закону, как это было представлено в Ветхом Завете. Ветхий Завет представляет собой устную историю евреев и был написан на иврите между 1250 и 150 годами до н. э. Ветхий Завет был написан религиозными приверженцами, а не историками – поэтому он содержит фактические ошибки, несоответствия и неточные утверждения. Тем не менее, большая часть из 39 книг Ветхого Завета также надежна как история. Ни один историк, желающий понять религиозную веру евреев, не может сделать этого, не изучив Ветхого Завета.
В Ветхом Завете есть только один Бог-хотя книги Ветхого Завета подчеркивают ценности человеческого опыта. Ее герои-не боги и богини, а мужчины и женщины, сильные и слабые. То, что отделяет религиозные верования евреев от верований Египта или Месопотамии, очевидно, было их монотеизмом. Евреи считали Бога полностью суверенным – он управлял всем и сам не подчинялся никаким законам. В отличие от ближневосточных богов, Иегова не был сотворен – Бог вечен и является источником всего творения во Вселенной. Он создал и управлял миром и сформировал моральные законы, которые управляют человечеством.
Бог был трансцендентен – то есть он выше природы и не является ее частью. В такого рода религии нет места для бога солнца или бога Луны. Природа была демистифицирована – она больше не была сверхъестественной, но естественной. То есть евреи воспринимали природу как образец Божьего творения. Это очень важно, потому что, как только природа была демистифицирована, могла начаться научная мысль. Однако, евреи не были ни философами, ни были они ученые. Их интересовала воля Бога, а не способность человека объяснить или понять природу. Другими словами, существование Бога было основано не на разуме или рациональном исследовании, а только на религиозных убеждениях или вере. Не разум, а откровение было краеугольным камнем иудейской веры.
Этот монотеизм сделал возможным новое осознание личности. В Боге евреи развили осознание себя или своего " я " -индивид был самосознательным и осознавал свою собственную моральную автономию и ценность. Имея это в виду, евреи верили, что человек является свободным агентом – человек обладает способностью выбирать между добром и злом. Хотя Бог был всемогущ, он был также справедлив и милосерден. Он не хотел, чтобы его последователи были рабами. Вместо этого мужчины и женщины должны были исполнять свою мораль, свободно делая выбор делать добро или зло. Бог не управляет человечеством-скорее, люди должны иметь свободу выбора.
Есть только один Бог, и евреи верили, что поклонение идолам лишит людей свободы, дарованной им Богом. Эта вера была противопоставлена ближневосточному политеизму, который использовал изображения для представления своих богов и богинь. Для евреев Бог не может быть представлен в какой бы то ни было форме.
Поскольку Бог был центром всей жизни, только он был достоин поклонения. Поэтому евреи не проявляли абсолютной лояльности ни к царям, ни к полководцам. Поступить так значило бы нарушить закон Божий: "нет другого бога, кроме меня.- Итак, евреи были нравственно свободны. Но эта свобода пришла с одним торжественным условием. Свобода не означала: делай, что хочешь. Вместо этого оно означало добровольное повиновение тем нравственным заповедям, которые Бог дал евреям через Моисея.
Для евреев познать Бога не означало понять его разумом, равно как и рационально доказать его существование, что занимало средневековых христианских теологов в течение пятисот лет. Чтобы познать Бога, нужно быть праведным, нравственным, любящим, милосердным и справедливым. Когда мужчины и женщины любили Бога, они становились лучше.
Одним из центральных религиозных принципов иудейской веры является то, что Бог заключил особое соглашение со своим народом. Это соглашение называется пактом. Из книги исхода мы читаем: "Итак, если вы будете внимать голосу моему и соблюдать завет Мой, то будете моим собственным сокровищем от всех народов, ибо вся земля принадлежит мне; и вы будете для меня царством священников и святым народом.- Значит, евреи сознавали себя избранным народом Божьим. Они не верили, что они лучше, чем кто – либо другой, - напротив, они верили, что Бог спас их от египетского рабства и избрал их для принятия своих законов.
Это была, мягко говоря, довольно тяжелая ответственность. Моисей получил 10 заповедей-свод нравственных "правил".- Нарушить законы Божьи означало бы нарушить Завет - их особое соглашение с Богом. Это может привести к национальной катастрофе и уничтожению еврейской нации. Суть в следующем: еврейское общество было морально обязано добиться торжества справедливости – в то же время зло должно было быть искоренено. Это чувство морального долга (долженствования) было записано в еврейском законе. Бедные, вдовы, дети и больные были защищены законом, а богатые и бедные должны были лечиться по одним и тем же законам, что было неслыханно в Кодексе Хаммурапи. Значение всего этого явно этическое и моральное. Индивидуум был явно важнее, чем его или ее частная собственность.
Наконец, евреи были, возможно, первой культурой древнего западного мира, которая проявила какое-либо понимание исторического времени. События их прошлого тщательно отмечались. Они также предвидели великий день в будущем, когда Бог установит мир на земле, процветание, счастье и братство. История была задумана как огромная драма, драма, полная только морального значения. Через историю мы узнаем о присутствии Бога. Значит, у истории есть цель и смысл. И этот вид осознания вскоре станет частью самой западной интеллектуальной традиции.