Парк Лесотехнической академии в Санкт-Петербурге. На прогулке с детьми наткнулись на памятник 195 летней трагедии. Жуткая, но интересная история.
Оказывается, почти два века назад на этом месте произошла дуэль, не менее известная в России, чем дуэль Пушкина с Дантесом. Только более жёсткая и более резонансная по тем временам.
Дуэль между знатным и богатым 25-ти летним правнуком графа Орлова - флигель-адьютантом царской свиты Владимиром Новосильцевым и никому не известным 22-х летним поручиком Константином Черновым.
Причина дуэли, - матери Новосильцева (урожденной графине Екатерине Орловой у которой Владимир был единственным сыном), не понравилось... отчество невесты, - "Пахомовна" (и это не смотря на то, что Пахомовна (Екатерина Чернова) была дворянкой (хоть и не богатой) и дочерью генерал-майора)... Мать хотела найти сыну более престижную пару и заставила его отказаться от свадьбы, несмотря на данное им обещание невесте.
У оскорблённого генерала - отца обманутой невесты, кроме четырёх дочерей, было ещё и четыре сына.
Может быть всё как нибудь бы и обошлось, но один из сыновей - Константин Чернов состоял в декабристском "Северном тайном обществе". И "друзья-соратники" решили использовать эту ситуацию для "классовой борьбы" (хотя и сами, - все были дворяне). Они убедили поручика Чернова бросить вызов Новосильцеву.
Константин Чернов, в свою очередь, вынудил Владимира Новосильцева не сразу, но принять вызов.
Мать Новосильцева испугалась такого развития событий. Потребовала (благо "связи" позволяли) у командующего войсками вмешаться и запретить дуэль. Но процесс было уже не остановить, все были в курсе (даже члены императорской фамилии) и ждали развязки.
Развязка наступила 10 сентября 1825 года.
Условия дуэли были предельно жёсткими, - "стрельба с расходом до пяти шагов". Это практически - стрельба "в упор". И это при том, что пистолеты того времени (несмотря на архаичность конструкции и "непрактичность" систем) отличались высокой точностью, - близкой к современным спортивным пистолетам и огромной убойной силой на дистанциях не менее 25 метров.
Результат. Оба получили смертельные ранения. Чернов в голову, Новосильцев в печень. Чернов умер практически сразу. Новосильцев умер спустя четыре дня на руках у матери, спешно приехавшей из Москвы.
Причем, не помогла даже 1000 рублей, которые обещала Екатерина Новосильцева доктору за спасение сына...
Интересен состав секундантов. У Новосильцева, учитывая его "знатность", секунданты - полковник и ротмистр (по нашему - капитан). У Чернова секунданты, - два (таких же, как и он сам) поручика (лейтенанта). Причем один из поручиков - известный "в будущем" революционер-декабрист, - К.Рылеев.
И это ещё не всё...
Чернова похоронили в Петербурге. Из этих похорон его друзья по "тайному обществу" устроили первую в России политическую демонстрацию. За гробом разрешили идти всем, но только пешком, "что бы никаких карет"...
Новосильцева мать повезла хоронить и похоронила в Москве. Причем, учитывая сроки перевозки, его тело забальзамировали. И... сердце сына мать везла в Москву в серебрянном сосуде (при бальзамировании внутренние органы из тела извлекаются).
И на этом ещё история не закончилась...
Мать Новосильцева долго переживала эту трагедию как свою вину. Потратив примерно ОДИН МИЛЛИОН "тех денег", она выкупила земельный участок с местом гибели сына, построила на этом участке церковь и богадельню. Церковь снесли в 30-е годы советской власти. Здания богадельни существуют до сих пор, в них находится стоматологическая клиника.
Сестра Чернова, - Екатерина "Пахомовна", вышла за муж за полковника и родила ему шестерых детей.
И ещё. Оказывается, Новороссийская улица возле парка Лесотехнической академии была раньше Новосильцевской... От неё остался только кусочек, Новосильцевский переулок...