Едва Volkswagen отправил на покой свой Beetle, Ford представил миру новый Bronco, решенный в стиле первого поколения модели из 1960-х. Ретростиль если не в тренде, то как минимум еще актуален, и вот почему.
Воспоминание о прошлом
Автомобили в стиле ретро стали особенно популярны в начале 2000-х. Volkswagen выпустил New Beetle, переведя его на передний привод и моторы с водяным охлаждением. BMW перезапустил MINI, кардинально изменив имидж с доступной малолитражки на гламурный/спортивный "премиум" в особо компактном размере. Пожалуй, больше других первоначальную концепцию сохранил Fiat 500, который остался крохотным и относительно дешевым.
Американцы не отставали. Сначала всех удивил Chrysler, доведший до серийного производство смелый родстер Prowler, а затем выведший на рынок 5-дверный xэтчбек и кабриолет PT Cruiser. Причем эти модели, изначально предназначенные для "почившей" марки Plymouth, не имели прямых "предков" - при их создании дизайнеры просто вдохновлялись американскими автомобилями 1930-х.
Конкуренты же пошли по "европейскому" пути, то есть вспомнили свои детища середины ХХ века. Так, Ford выкатил Thunderbird, напоминающий об оригинальной модели 1950-х. А Chevrolet выпустил на рынок пикап-родстер SSR (Super Sport Roadster), в основу стиля которого были заложены черты пикапов Advance Design образца 1940-х.
В том или ином виде ретротему охотно использовали многие производители. Достаточно вспомнить Toyota FJ Cruiser, дизайн которого - прямая отсылка к ранним внедорожникам японской марки. Или появившийся в конце 1990-х Jaguar S-Type, решенный в стиле оригинальной модели 1963 года.
По таким же канонам был выполнен и ГАЗ-3111, в дизайне которого явно читались черты легендарной 21-й "Волги". Увы, этот автомобиль так и остался мелкосерийным, всего было выпущено чуть более 400 экземпляров.
Это все политика?
В чем смысл появления подобных моделей? Во-первых, ретростиль явился своеобразным ответом дизайнеров на грозившую застоем эпоху биодизайна (это как раз вторая половина 1990-х). Современные модели начинали напоминать друг друга, причем они были едины в своем облике "обмылков". Хотя самое интересное, что многие ретромодели тоже оказались выполнены в стиле биодизайна - без острых углов и резких граней, с преобладанием окружностей. Достаточно посмотреть на тот же MINI или SSR.
Во-вторых, ретромодели стали для производителей одной из мер самоидентификации, которая оказалась важной в момент зарождения эпохи всеобщей унификации. Вспомнить о своих корнях, показать свою оригинальность. Парадокс в том, что New Beetle технически мало чем отличается от Volkswagen Golf, Audi A3 или Skoda Octavia. А Jaguar S-Type построен на Ford DEW platform, которая роднит его как раз с уже упоминавшимся Thunderbird и более тривиальным Lincoln LS.
Наконец, в-третьих, что также немаловажно, у ретромоделей - большая добавленная стоимость. Тут складывается несколько факторов. Как минимум это стильный автомобиль, за которой принято просить больше. С другой стороны, за это готовы заплатить те, для кого классические Beetle и MINI больше чем картинка из старых фильмов или журналов.
В начале 2000-х потенциальными покупателями ретромоделей была вовсе не "золотая молодежь", а состоявшиеся люди среднего возраста. Те самые, у которых в 1960-1970-х первым автомобилем как раз был старый Beetle. Или родители которых ездили на Thunderbird. Или которые в юности мечтали о подобных машинах, но тогда позволить их себе не могли. А теперь автопроизводители предоставили им такую возможность.
Их убила нишевость
Если все так замечательно, почему ушли Prowler, PT Cruiser, SSR, Beetle и многие другие? Все просто. Они оказались слишком оригинальными, а сейчас, когда все направлено на оптимизацию и унификацию, нишевые модели - это слишком накладно для автопроизводителей. Даже если вся начинка - от массовых продуктов.
Похоже, под нож оптимизаторов попадет и Alpine A110, который совсем недавно только вышел на рынок. Но он точно не будет последней жертвой.
Конечно, это не означает, что на ностальгических нотках нельзя играть и дальше. Тот же Ford Bronco - свежий пример. С оглядкой на легендарных предшественников создавался и новый Land Rover Defender. Хотя здесь скорее правильно говорить о сохранении преемственности - точно так же, как в случае с Mercedes G или Suzuki Jimny. Но в любом случае ретротема в этих моделях в той или иной степени просматривается.
Спасение в электричестве?
Но посмотрите на Honda e: маленький городской хэтчбек напоминает нам о Honda 40-летней давности. И да, это электромобиль. А еще вспомним новое поколение Fiat 500 - тоже на электротяге. MINI, к слову, также подключили к розетке, и это, возможно, шанс для дальнейшего развития марки.
Помните показанный в прошлом году Volkswagen I.D. Buggy? Да, он был заявлен как концепт-кар. Но вряд ли это была лишь демонстрация возможностей новой электрической платформы MEB - как минимум еще и прощупывание интереса. Помимо пляжного багги у немецкого производителя достаточно легендарных моделей. И это не только уже неоднократно упоминавшийся Beetle, но и бус Bully, причем старые оригинальные машины уже получают электропривод. Почему бы не появиться и ретромодели на эту тему?
Возможно, автомобильная история сделает очередной виток, ретростиль снова позволит поиграть на ностальгии, пусть и при поддержке электричества. Есть, правда, некоторые сомнения. Это 20 лет назад 50-летние могли с теплотой вспоминать "классику". Что тронет ностальгические струнки души нынешних 50-летних? Volkswagen Golf II? Opel Astra? Daewoo Matiz?
Впрочем, "ретро" на тему 1980-1990-х уже есть. Достаточно посмотреть на последнее поколение Mazda MX-5 или новую Toyota Supra. Да, там точно "по мотивам", но с духом оригинальных моделей, тех самых, которые мы видели на этикетках жвачек Turbo. А значит, шансы на возрождение очередной крутой модели тех лет есть.