Найти в Дзене
Директор Магазина

Факторный анализ бизнес-процессов: обзор методов

Прибыль – главный показатель для любого предпринимателя. На этот показатель оказывает влияние множество факторов, связь между которыми не всегда очевидна. Факторный анализ позволит понять, какие параметры негативно отражаются на финансовой деятельности компании, и как их изменить. Факторный анализ Факторный анализ в экономике – комплексный статистический метод, основанный на изучении различных переменных, которые могут оказать воздействие на результат, и взаимосвязей между ними. Эти возможности востребованы и в бизнес-деятельности. Допустим, прибыль компании начала расти. Как понять, почему? Какие факторы этому способствовали? Как удержать эти показатели и укрепить их? А если резко увеличились расходы на производство? Как определить, что послужило причиной таких изменений в большей степени?  Факторный анализ включает в себя анализ внешних и внутренних факторов. В процессе анализа можно установить степень влияния каждого из них на хозяйственную деятельность и понять, что послужило фина
Оглавление

Прибыль – главный показатель для любого предпринимателя. На этот показатель оказывает влияние множество факторов, связь между которыми не всегда очевидна. Факторный анализ позволит понять, какие параметры негативно отражаются на финансовой деятельности компании, и как их изменить.

Факторный анализ

Факторный анализ в экономике – комплексный статистический метод, основанный на изучении различных переменных, которые могут оказать воздействие на результат, и взаимосвязей между ними. Эти возможности востребованы и в бизнес-деятельности.

Допустим, прибыль компании начала расти. Как понять, почему? Какие факторы этому способствовали? Как удержать эти показатели и укрепить их? А если резко увеличились расходы на производство? Как определить, что послужило причиной таких изменений в большей степени? 

Факторный анализ включает в себя анализ внешних и внутренних факторов. В процессе анализа можно установить степень влияния каждого из них на хозяйственную деятельность и понять, что послужило финансовому успеху или, напротив, способствовало упадку. Например, показатель прибыли зависит одновременно от нескольких параметров:

  • товарооборот;
  • себестоимость продукции;
  • количество клиентов;
  • ассортимент товаров;
  • издержки производства и т. п.

Проанализировав эти факторы по отдельности и во взаимосвязи, можно определить степень их влияния на результаты продаж. То есть факторный анализ – это, если говорить простыми словами, поиск оптимального пути по увеличению прибыли и снижению издержек.

Используя способы факторного анализа, можно исследовать не только прибыль, но и другие финансовые показатели, такие как:

  • выручка от продаж;
  • рентабельность производства;
  • себестоимость продукции или услуг;
  • фонд заработной платы на предприятии;
  • финансовая устойчивость компании и др.

Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации полученных в результате анализа количественных показателей. Методика может использоваться раздельно – по каждому параметру, — а также комплексно,  когда несколько факторов исследуются в совокупности. Главное условие – правильный отбор факторов, которые способны повлиять на итоговый результат.

Ключевая цель факторного анализа – определение причин, которые способствовали росту или падению прибыли. На основании этих данных можно сформулировать четкий план по развитию продаж.

Новые отчеты, отсрочки — запутаться проще простого. Уверены, что у налоговой не будет вопросов? Эксперты аутсорсинга «Главбух Асcистент» без доплат проводят экспресс-аудит для клиентов на любом тарифе – проверяют, не грозит ли компании налоговая проверка – сейчас это может спасти от доначислений.

Этапы факторного анализа

Факторный анализ заключается в четкой последовательности действий. Процедура состоит из нескольких этапов:

  • Определение цели факторного анализа – важно четко определить, какой показатель нужно проанализировать и какие выводы из этого сделать. 
  • Отбор подходящих факторов для анализа, группировка параметров по определенному признаку исходя из особенностей бизнеса, задач анализа и масштабов деятельности.
  • Установление взаимосвязи между факторными и результативными параметрами, то есть определение условий, которые влияют на конечный результат. Например, на финансовый результат предприятия могут повлиять такие факторы, как климатические условия, уровень цен на топливо, энергоресурсы (внешние) и структура себестоимости товара, состав выпускаемой продукции (внутренние).
  • Выполнение расчетов по каждому фактору в отдельности и оценка полученных результатов.
  • Формирование практических выводов, основанных на качественных и количественных результатах анализа. 

Источниками получения необходимых сведений для факторного анализа служат, в основном, данные из бухгалтерской отчётности. В частности — отчет о прибыли и убытках и бухгалтерский баланс.

Виды факторного анализа и методы расчетов

В зависимости от типа факторной модели выделяют два наиболее популярных типа факторного анализа – детерминированный и стохастический.

Стохастический или корреляционный - подразумевает анализ косвенных или вероятностных связей. Используется в тех ситуациях, когда явная прямая взаимосвязь между факторами отсутствует. Ключевое отличие стохастического анализа заключается в том, что исходные показатели определяются выборкой. 

Это требует проведения очень глубокого экономического исследования, чтобы установить самые значимые факторы. С этой целью обычно создают экспертную группу с предварительной проверкой согласованности мнений.

Детерминированный факторный анализ - чаще других применяется на практике из-за простоты и доступности расчетов. Это самый распространенный и удобный в применении метод, подразумевает алгебраические вычисления с использованием количественных и качественных показателей.

Прочитать статью полностью >>