Недавно вспомнила про свою статью для университетского сборника, которую писала ещё на далёком первом курсе. И вот решила, что надо развить эту тему в "Дзен". Согласно данным статистики, в российских школах работает около 10% мужчин. Поэтому сегодня хочу высказать свои мысли о том, почему в школе нет мужчин...ну, или почти нет.
Так сложилось исторически
Если обратиться к истории, то мы увидим, что до революции учителей мужчин было во много раз больше, чем женщин. Да и учителя-женщины, в основном, встречались в гимназиях и пансионах для девочек. Нет, были, конечно, женщины и в школах глубинки, но, во-первых школ было таких немного, во-вторых контингент трудный, в-третьих, тяжёлые бытовые условия. Так что не каждая образованная женщина, решившая связать свою жизнь с учительством, могла справиться с такими трудностями.
После революции многие учителя эмигрировали. Вторая по численности эмиграция после военных – учителя. Ведь кто преподавал в средней школе? Выпускники классических университетов, люди с великолепным образованием. И они понимали, к чему дело пришло. А кто остался- в лагеря. И вот складывается ситуация, при которой у руля российского среднего образования оказываются женщины.
После Великой Отечественной войны в школу вновь возвращаются мужчины. В основном те, кто получил увечья и не мог выполнять другую работу. Учитель без ноги или без глаза-обычное явление в послевоенной школе. Но именно из-за возвращения в школу мужчин, она смогла вновь подняться после войны.
Сейчас вновь мы оказались в ситуации, когда почти весь школьный коллектив составляют одни женщины.
1. Не престижно
Если спросить нынешних школьников о том, кем они хотят работать, то среди мальчиков мы навряд ли услышим ответ: "Хочу быть учителем". Это и справедливо. Ученики видят, каково приходится их учителям, и начинают понимать, что это тяжёлый труд, который не приносит высокой зарплаты, крутой машины и других внешних атрибутов успеха. Ученик видит, что его одноклассник Вася может сказать учителю "Пошёл на**й", и Васе ничего за это не будет. А если учитель сам попытается поставить на место такого наглеца, то дело может и увольнением закончиться. Да и по интернету гуляет куча видео доказывающих, что учителем быть не круто и не престижно.
Поэтому выпускник ВУЗа, решивший связать свою карьеру с наукой и преподаванием, скорее предпочтёт остаться работать в университете, чем рискнёт идти работать в школу.
2. Маленькая зарплата
Это один из самых существенных факторов, который удерживает большинство мужчин от работы в школе. Как это ни печально, но, работая учителем, "мамонта домой не принесёшь". Я часто мониторю учительские паблики в соц.сетях, вопрос об учителях-мужчинах там поднимается часто. И многие учителя-женщины сами пишут, что не хотели бы для своего мужа такой работы. "Я в декрет уйду, работать будет один муж. И как мы проживём втроём на его учительскую зарплату? А у нас ещё ипотека". Комментарии подобного рода встречаются достаточно часто. И ведь зачастую в российских семьях мужчины являются основными "добытчиками". А что делать семье, где муж - учитель? Фразой "Денег нет, но вы держитесь" тут не отделаешься. (...🤔 может поэтому среди моих коллег-мужчин нет ни одного женатого).
3. "Как в малине"
Да, реальность такова, что в российских школах 90% учителей - это женщины. Если говорить начистоту, то женский коллектив это тот ещё гадюшник. И мужчину в таком коллективе могут просто затравить. Нет, конечно, никакого буллинга, как среди учеников, в пед.коллективе не будет. Но женщины могут создать условия, чтоб мужчина чувствовал себя психологически некомфортно.
А бывает и обратная ситуация. Когда мужчина будет слишком обласкан женским вниманием. С ним и сюсю-мусю на перемене, и лучший кабинет, лучшие классы, лучшее расписание. Всё, чтоб мужчина почувствовал себя этаким султаном.
Но всё-таки многие мужчины побаиваются женского коллектива.
И здесь не надо забывать, что если учитель молодой, то ему начинают строить глазки старшеклассницы. Видела такое много раз и когда сама была школьницей. И даже если учитель не проявляет никаких знаков внимания в ответ (а так, в основном, и бывает, если мужчина адекватный), это его не сможет уберечь от обвинения в педофилии. Такие случаи, к сожалению, тоже не редкость.
Кто же эти 10% ?
И здесь я хочу заключить, что те немногие мужчины которые пришли в школу, несмотря на все негативные стороны этой работы, действительно энтузиасты и фанаты своего дела. Вот те, кто действительно работает за идею! Остаётся надеяться, что эта работа когда-нибудь будет соответствующе оцениваться. И не только у мужчин.
Как считаете, нужны ли в школе мужчины? Жду ваше мнение в комментариях 😉