Пару недель назад стало известно, что Правительство уже с сентября, в качестве эксперимента будет внедрять Цифровую образовательную среду в школы 14 регионов нашей страны. Эта новость сразу же повергла в ужас тысячи родителей и учителей, но прежде чем паниковать, неплохо было бы разобраться в вопросе.
Коронавирус и вынужденный переход на дистанционное обучение весной лишь ускорил процесс по внедрению ЦОС. Работа над ней ведется уже давно, и её цель не закрыть школы и перевести всех на дистант (делать детей глупее, чтобы было проще управлять или любой другой вариант конспирологов - выбирайте сами), а попытаться сделать нашу систему современной и технологичной. В том числе на тот случае, если сентябрь начнется на дистанционке.
Итак, давайте разберемся, что ждет регионы-участники эксперимента согласно постановлению Правительства.
- цифровая платформа Моя Школа (связанная с ГосУслугами), соединенная с электронным журналом школы (оценки будут улетать родителям в личный кабинет ГосУслуг)
- единые материалы (образовательный контент) на этой платформе (видеоуроки, теория, тесты);
- автоматизированные системы диагностики знаний (возможно, ВПР ребенок будет решать дома за компьютером);
- необходимые сервисы для видеосвязи, обмена сообщениями и т.п.;
- технологии анализа больших данных (можно будет в два клика смотреть результаты той же ВПР или другой стандартизированной КР по классу/школе/городу и делать выводы)
- нормальный интернет и необходимое оборудование в школы;
- непрерывное образование для детей, которые уехали/болеют - проходят материал самостоятельно или включаются в видеотрансляцию урока, который идёт в классе;
- возможность наблюдения за учителями по видео в прямом эфире;
Последнее - самое любопытное, о чем и шла речь в заголовке. Впрочем, возможно я как-то неправильно понял вот этот кусок:
"цифровые видеотрансляции, позволяющие осуществлять в режиме реального времени мониторинг организации безопасного образовательного процесса"
Как видим, инструмент должен получиться серьёзным. И как с любым инструментом всё будет зависеть от его применения. Можно подсматривать за учителем пользы ради, а можно и до увольнения довести. Зная как неряшливо у нас могут относиться к компьютерной безопасности, мы понимаем, что доступ к трансляциям уроков может получить каждый. Но это только одна из проблем.
Много сложностей будет с внедрением ЦОС. Например, очень сложно будет синхронизировать учебные программы из ЦОС с теми, что в школе. Что будет с качеством контента? Будет ли соответствовать обещанный уровень технической оснащенности тем высоким требованиям, заложенным в нацпроект? Не будем забывать, что и уровень цифровой грамотности учителей остается невысоким, да новые ноутбуки педагогам массово раздавать никто не спешит. ⠀
Ну, а сколько денег заработают поставщики оборудования и контента и те, кто будет отвечать за распределение заказов, даже думать страшно.
Как думаете, получится ли у Правительства, а самое главное, так ли это действительно нужно?