Несколько раз слушал симфонические и инструментальные произведения А.Н. Пахмутовой, не относящиеся к песне. И всегда поражался многогранному таланту Александры Николаевны.У неё написаны,кроме песен, рапсодии, симфонии, балеты, пьесы,увертюры,сюиты, романсы.
Какая тонкая музыка пьесы для скрипки и оркестра "Обнаженное сердце"!В общем-то само название пьесы говорит о глубоко ранимом открытом человеке, чье сердце остро воспринимает окружающую и свою жизнь.Классическая музыка,наверно, и отличается тем, что она не может быть полностью умозрительно описана человеком, даже музыковедом, не всегда можно определить , что хотел показать композитор, даже если есть название ,например, симфонии.Название дает только общее направление мысли слушателю. Мне кажется, приходя в концертный зал, человек пытается войти в частоты замысла композитора, и если человек вошел в эти частоты, то наступает резонанс частот и слушатель четко воспринимает мысли композитора. Кроме этого, слушая музыку, у слушателя возникают ассоциации , связанные с своими, только ему понятными мыслями, характерными для данного человека.
Послушайте пьесу "Обнаженное сердце" в исполнении Виктории Муллакуловой и оркестра народных инструментов г. Уральска, дирижер Галина Калашникова.
Совсем другая музыка в пьесе "Птица-тройка".Так и вспоминаются слова Н.В. Гоголя:" Эх, тройка! Птица- тройка,Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета,...И не хитрый,кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик.Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем,а привстал,да замахнулся, да затянул песню-кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг,только дрогнула дорога...-и вот она понеслась,понеслась, понеслась.
Не так ли и ты, Русь,что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога,гремят мосты, все отстает и остается позади.Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомым светом конях? Эх, кони, кони,что за кони!Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и , почти, не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом.Русь,куда ж ты несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа."
Ни убавить, ни прибавить.Это музыка А.Н. Пахмутовой, слова Н.В. Гоголя!
Изумительная музыка.
Интересна музыка к балету "Дубровский".И мне кажется, что музыка из фрагмента соответствует заключительным страницам повести "Дубровский",когда Владимир Андреевич расстается с своими товарищами,советует переменить образ жизни с разбойничьего на нормальную, т.е. жить в честных трудах и в изобилии , а после обращения как-будто где-то растворяется в жизни. Музыка очень динамична, хорошо темперирована , как и танец Сергея Полунина, запоминается своей выразительностью, мелодичностью,как и вся музыка Александры Николаевны.
А.Н. Пахмутова показывает в балете Россию пушкинских времен.
А вот романс на слова Александра Сергеевича "Во глубине сибирских руд".Грустная, я бы сказал трагическая музыка с определенным подъемом к концу романса, полностью соответствующая словам.
А вот песня, я бы тоже назвал её романсом, "Горькая моя Родина" о России девяностых,за которую композитора невзлюбили высокие чиновники. Прекрасная музыка, проникновенные слова,например, "...ты,Россия моя, синеокая..." Послушайте внимательно слова, они очень созвучны многим людям нашей прекрасной Родины.
Чтобы послушать все произведения Александры Николаевны Пахмутовой, стоит зайти на сайт в Интернете А.Пахмутовой и на сайт об Александре Пахмутовой Романа Сидельникова.