Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы.
Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».
Итак, к агрессивным действиям относятся:
- Физическая агрессия (нападение)
- Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости — топанье ногами)
- Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе)
- Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы)
- Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия – реальные или вымышленные)
- Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)
- Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик, визг, ругань, проклятия, угрозы)
Памятка поможет верно оценить, в чем причина агрессивного поведения ребенка и какие меры будут эффективными для изменения ситуации.
Агрессия, если ребенку от 6 месяцев до 3 лет,
может проявляться так:
- Ребёнок может делать больно маме, папе и другим близким, ломать предметы, рвать бумагу.
- На детской площадке может стукнуть сверстника, кидаться предметами и т.д. При этом он всегда внимательно следит за реакцией взрослых, за последствиями своего поведения.
- Все агрессивные действия производит без гнева, скорее, с любопытством и интересом.
Причины?
Ребёнок исследует мир, осознает границы «можно» и «нельзя».
Что делать родителям?
- Чётко, последовательно и однозначно реагировать на нежелательные действия («Так делать нельзя», «Маме больно», «Если ты будешь специально ломать игрушки – мне придётся их забрать» - и действительно забирать).
- Избегать при реакции лишних эмоций. Иногда у родителей неуклюжая попытка ребёнка ударить вызывает смех, в другой раз – злость. Ребёнок таким образом получает очень интересный материал для исследования: «А как они отреагируют в следующий раз?»
- При попытке ударить удерживать за руку ребёнка, повторяя, что так делать нельзя. Уже с самого раннего возраста важно в этот момент понятно объяснять причины: «Мне больно, когда ты так делаешь», «Если ты будешь драться, дети не захотят с тобой играть» и т.д.
Агрессия от детей 2 – 6 лет:
Ребёнок, не имеющий опыта общения в кругу сверстников, может привлекать к себе внимание самым доступным способом – стукнуть, дернуть за волосы и т.д. Этот своеобразный способ вступления в контакт часто используют дети, испытывающее повышенное напряжение при общении.
Причины?
Попытка вступить в контакт, желание обратить на себя внимание.
Что делать родителям?
- Поговорить с ребёнком о причинах его поведения, сделать их понятными для него самого («Ты не знаешь, как обратиться к Пете и предложить ему поиграть вместе?», «Тебе было скучно, потому что никто не играл с тобой?»).
- Учить ребёнка неагрессивным способам вступления в контакт, проигрывать сложные ситуации общения.
Агрессия от детей 6 – 12 лет:
Ребёнок использует бранные слова, а также физическое воздействие при малейшем поводе. При этом не видно явной злобы, напряжения. Для него это просто привычный способ поведения в конфликтных ситуациях, который, скорее всего, применяется в его окружении.
Причины?
Копирование модели поведения.
Что делать родителям?
- Проанализировать собственные способы разрешения конфликтных ситуаций, обратить внимание, не так ли вы общаетесь дома между собой и с другими людьми.
- Исключить любые способы телесного наказания, психологическое давление на ребенка – агрессия рождает агрессию.
- Контролируйте входящий поток информации. Примеры СМИ, фильмы, мультики, передачи или шоу агрессивного содержания ведут к возбуждению агрессии. Даже пассивный просмотр агрессивного видео может вызвать всплеск агрессии у ребёнка. Кроме того, герои фильмом зачастую агрессивны и если ребёнок захочет подражать «своему герою», то будет вести себя агрессивно.
- Помогите выбрать друзей и знакомых. Окружение как и семья оказывают свое влияние. Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Если кто-то вашего ребенка обижает, то он может «взять на вооружение» данный способ общения, если посчитает что «так принято» или, что так он защитит себя от других.
Агрессия от детей 3 – 14 лет:
Когда ребёнок ударяет, обзывает кого-то, ломает предметы, видно, что его захлестывают негативные эмоции. Кулаки сжаты, лицо напряжено. Если такое поведение для ребёнка типично, это может быть показателем различных психологических проблем.
Если проявляется какое-то непродолжительное время, может быть реакцией на стресс или проявлением возрастного кризиса.
Причины?
Внутренняя агрессивность, повышенное напряжение.
Что делать родителям?
- Предоставить ребенку возможность выплеска негативных эмоций в социально приемлемой форме (бить боксерскую грушу или подушку, свободное рисование и так далее).
- Учить ребенка контролировать свои действия, осознавая свои эмоции.
- Проконсультироваться с психологом, чтобы выявить глубинные причины агрессивного поведения.