Найти в Дзене
Родительский совет

Что скрывается за детской агрессивностью?

Оглавление

Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. 

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

Итак, к агрессивным действиям относятся:

  • Физическая агрессия (нападение)
  • Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости — топанье ногами)
  • Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе)
  • Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы)
  • Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия – реальные или вымышленные)
  • Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)
  • Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик, визг, ругань, проклятия, угрозы)
-2

Памятка поможет верно оценить, в чем причина агрессивного поведения ребенка и какие меры будут эффективными для изменения ситуации.

Агрессия, если ребенку от 6 месяцев до 3 лет,

может проявляться так:

  • Ребёнок может делать больно маме, папе и другим близким, ломать предметы, рвать бумагу.
  • На детской площадке может стукнуть сверстника, кидаться предметами и т.д. При этом он всегда внимательно следит за реакцией взрослых, за последствиями своего поведения.
  • Все агрессивные действия производит без гнева, скорее, с любопытством и интересом.

Причины?

Ребёнок исследует мир, осознает границы «можно» и «нельзя».

Что делать родителям?

  • Чётко, последовательно и однозначно реагировать на нежелательные действия («Так делать нельзя», «Маме больно», «Если ты будешь специально ломать игрушки – мне придётся их забрать» - и действительно забирать).
  • Избегать при реакции лишних эмоций. Иногда у родителей неуклюжая попытка ребёнка ударить вызывает смех, в другой раз – злость. Ребёнок таким образом получает очень интересный материал для исследования: «А как они отреагируют в следующий раз?»
  • При попытке ударить удерживать за руку ребёнка, повторяя, что так делать нельзя. Уже с самого раннего возраста важно в этот момент понятно объяснять причины: «Мне больно, когда ты так делаешь», «Если ты будешь драться, дети не захотят с тобой играть» и т.д.
-3

Агрессия от детей 2 – 6 лет:

Ребёнок, не имеющий опыта общения в кругу сверстников, может привлекать к себе внимание самым доступным способом – стукнуть, дернуть за волосы и т.д. Этот своеобразный способ вступления в контакт часто используют дети, испытывающее повышенное напряжение при общении.

Причины?

Попытка вступить в контакт, желание обратить на себя внимание.

Что делать родителям?

  • Поговорить с ребёнком о причинах его поведения, сделать их понятными для него самого («Ты не знаешь, как обратиться к Пете и предложить ему поиграть вместе?», «Тебе было скучно, потому что никто не играл с тобой?»).
  • Учить ребёнка неагрессивным способам вступления в контакт, проигрывать сложные ситуации общения.
-4

Агрессия от детей 6 – 12 лет:

Ребёнок использует бранные слова, а также физическое воздействие при малейшем поводе. При этом не видно явной злобы, напряжения. Для него это просто привычный способ поведения в конфликтных ситуациях, который, скорее всего, применяется в его окружении.

Причины?

Копирование модели поведения.

Что делать родителям?

  • Проанализировать собственные способы разрешения конфликтных ситуаций, обратить внимание, не так ли вы общаетесь дома между собой и с другими людьми.
  • Исключить любые способы телесного наказания, психологическое давление на ребенка – агрессия рождает агрессию.
  • Контролируйте входящий поток информации. Примеры СМИ, фильмы, мультики, передачи или шоу агрессивного содержания ведут к возбуждению агрессии. Даже пассивный просмотр агрессивного видео может вызвать всплеск агрессии у ребёнка. Кроме того, герои фильмом зачастую агрессивны и если ребёнок захочет подражать «своему герою», то будет вести себя агрессивно.
  • Помогите выбрать друзей и знакомых. Окружение как и семья оказывают свое влияние.  Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Если кто-то вашего ребенка обижает, то он может «взять на вооружение» данный способ общения, если посчитает что «так принято» или, что так он защитит себя от других.
-5

Агрессия от детей 3 – 14 лет:

Когда ребёнок ударяет, обзывает кого-то, ломает предметы, видно, что его захлестывают негативные эмоции. Кулаки сжаты, лицо напряжено. Если такое поведение для ребёнка типично, это может быть показателем различных психологических проблем.

Если проявляется какое-то непродолжительное время, может быть реакцией на стресс или проявлением возрастного кризиса.

Причины?

Внутренняя агрессивность, повышенное напряжение.

Что делать родителям?

  • Предоставить ребенку возможность выплеска негативных эмоций в социально приемлемой форме (бить боксерскую грушу или подушку, свободное рисование и так далее).
  • Учить ребенка контролировать свои действия, осознавая свои эмоции.
  • Проконсультироваться с психологом, чтобы выявить глубинные причины агрессивного поведения.