Питер Джексон опубликовал письмо в Facebook, посвященное Яну Холму. Актер сыграл роль Бильбо в трилогии Властелина Колец. Он был для Джексона не только коллегой, но и другом. Джексон вспоминает в письме о прошлых моментах, которые их связывали, рассказывая о них с теплом и душой.
Ниже представлены несколько отрывков из него.
"Мне очень грустно из-за кончины сэра Яна Холма.
Ян был таким восхитительным, щедрым человеком. Тихим, но в то же время дерзким, с блеском в глазах. Еще в начале 2000 года, прежде чем мы начали снимать сцены с участием Бильбо для "Братства кольца", я переживал из-за работы с таким уважаемым актером, но он сразу же успокоил меня. Когда мы были в Бэг-Энде, в первый день, перед тем, как камеры начали вращаться, он отвел меня в сторону и сказал, что будет пробовать разные вещи в каждом дубле, но я не должен бояться. Если после пяти или шести попыток, он не даст мне то, что мне нужно, тогда я должен был дать ему конкретное указание.
Именно так мы и поступили. Удивительно, что все его чтения и выступления были совершенно замечательными. Его редко нужно было направлять. Он предоставлял нам широкий выбор для монтажа. Мы провели прекрасные четыре недели, снимая первые 30 минут кинокартины."
"Спустя больше десяти лет, мне пришла в голову мысль о том, чтобы он снова сыграл Бильбо в фильме. Во время нашего совместного ужина с Фрэн и Яном с его женой Софи в Лондоне, он признался в том, что не сможет этого сделать. Мы были в шоке - ему диагностировали болезнь Паркинсона, и теперь он не в силах запоминать тексты. Он был не в силах добраться до Новой Зеландии, и вообще, движения вызывали у него трудности. Являясь человеком, который не любит говорить о личной жизни, он сообщил о том, что уходит, хотя не заявлял об этом.
Это стало настоящей потерей, так как нам в голову пришла прекрасная идея - передать роль Яна Холма к Мартину Фриману, для которого мы выбрали роль юного Бильбо. Я рассказал ему об этом, и он оценил положительно. Я сообщил ему о том, что моя мама и дядя также страдали болезнью Паркинсона, поэтому я знал о последствиях этого заболевания.
Во время ужина, мы рассчитывали рассказывать о новых сценах, а Ян рассчитывал, что объяснит, почему он не сможет в них быть. Однако вечер внезапно превратился в мозговой штурм, где Ян, Софи, Фрэн и я пытались выстроить процесс так, чтобы Ян смог сыграть Бильбо в последний раз.
Да, мы должны были снимать фильмы в Новой Зеландии, но что, если мы отправимся в Лондон и станем снимать сцены с ним около его дома? К концу трапезы он сказал о том, что сможет это сделать. Я отлично понимал, что он согласился, потому что уважает меня. Я взял его за руку и со слезами выразил благодарность.
Все началось со съемок в Новой Зеландии с Мартином Фриманом, который был молодым Бильбо. Фриман по-настоящему восторгался Яном Холмом, однако не видел его прежде. Он с радостью согласился нанести специальный грим, чтобы исполнить роль сэра Яна Холма, который сыграл старого Бильбо. Были сцены, где он прекрасно передавал его манеру. Спустя два месяца мы снова отправились в Лондон, и взяли набор декораций "Бэг-Энд", и сделали сцены с Яном. Его прелестная жена Софи находилась около него каждый день, и помогала ему и нам.
За четыре дня мы засняли все, что было необходимо. Ян Холм и Элайджа Вуд знали друг друга со времен "Властелина кольца", и Элайджа оказывал помощь во время съемок в Лондоне, для дополнительной поддержки Яна.
Я таил надежду, что в фильме зрители увидят то, как Ян снова стал Бильбо. На съемках я увидел блистательного актера, который играл свою последнюю роль.
Это было очень смелое решение для него, и это стало невероятно эмоциональным событием для тех, кто стал наблюдателем. Мы всегда будем безмерно благодарны Яну за это. После совместного проведенного времени, мы с Фрэн очень полюбили его, мы были в восторге от его общества.
Для празднования завершения съемок, Ян и Софи позвали нас с Фрэн на ужин к себе домой. Это был прекрасный вечер, где было много юмора и веселья. Тогда мы с Яном вдруг поняли, что у нас есть общий интерес к Наполеону, и мы общались о нем часами. Спустя год, во время премьеры первого фильма о Хоббите, смущаясь, Фриман познакомился с Холмом.
Наблюдая за его работой, я научился многому. Для меня являлось честью работать с ним и знать его. Меня всегда восхищала игра Яна в заключительных кадрах "Возращение Короля". Помните? Думаю, я вполне готов к новому приключению.
Прощай, дорогой Бильбо. Счастливого пути, дорогой Ян".
Светлая память Яну Холму.