Хотя шведский концерн Volvo главным образом ассоциируется с добротными семейными седанами и универсалами на рынке легковых автомобилей (а в последние лет 20 и с не менее добротными кроссоверами и SUV-ами), время от времени компания предпринимала попытки закрепиться и на рынке спортивных автомобилей. Пожалуй, самая успешная и известная спортивная модель Volvo – P1800.
Модель дебютировала в январе 1960 года на Брюссельском автосалоне, однако её история началась еще за несколько лет до этого. Выпускавшийся в 1950-х годах родстер Р1900 не стал успешным на рынке, и к созданию следующей модели компания подошла более ответственно. Компания хотела создать успешное купе для продаж в Европе и США.
Дизайн модели разрабатывал швед Пеле Петтерсен (он являлся сыном инженера Volvo Хельмута Петтерсена, создателя Polvo-PV444), который в то время был сотрудником итальянского кузовного ателье Frua. Самый первый прототип P958-X1 появился уже в декабре 1957 года.
Первоначально модель предполагалось собирать в Германии силами кузовной фирмы Karmann, но партнеры не достигли согласия. Дальнейшие поиски партнеров привели к возможности выпускать купе на мощностях немецких компаний NSU, Drautz и Hanomag, но компания Volvo не была уверена в гарантиях высокого качества сборки. Проект висел на волоске.
После долгих поисков наконец был найден подходящий партнер – британская компания Jensen Motors. Производственный процесс был не самый простой. Стальные кузова выпускала шотландская компания Pressed Steel из города Линвуд, затем они переправлялись в Уэст-Бромвич, где компания Jensen устанавливала их на присланные из Швеции шасси. Для машины использовали некоторые комплектующие английских фирм – электрооборудование Lucas, приборы Smiths, тормоза Girling. Производство стартовало в сентябре 1960 года, объем выпуска составлял 150 машин в неделю.
Что же представляла из себя машина? Если кратко – то купе соединяло эффектную внешность модного кузова с проверенными узлами и агрегатами седана Volvo-Amazon. Купе Р1800 получило новый 4-цилиндровый верхнеклапанный двигатель В18В объемом 1780 см3, который оснащался двумя карбюраторами и выдавал мощность 100 л.с. Фактически, мотор являлся “половинкой” грузового двигателя B38 V8. Коробка передач – 4-ступенчатая механическая.
Шасси было в меру продвинутым для своего времени – передняя подвеска была независимой рычажно-пружинной, сзади стоял ведущий мост на продольных рычагах и торсионах. Передние тормоза были дисковыми с усилителем, задние – барабанными. Машина не поражала чудесами управляемости, но вселяла уверенность при вождении и в целом была надежной и беспроблемной.
Дизайн машины можно считать однозначной удачей компании. Купе получилось изящным, стильным, сбалансированным. Отличительная черта машины – высокая поясная линия. Правда, линия капота тоже получилась высокой, при этом капот был длинным, как и “размер престижа” – расстояние от передних арок до дверей.
Спереди стояли круглые фары, под ними – подфарники, между фарами – очень изящная хромированная решетка радиатора. Также необычно выглядели два симметричных замысловато изогнутых бампера. Двухместный салон получил небольшую площадь остекления и казался скромным на фоне общих размеров кузова. От передних фар вдоль кузова шел хромированный молдинг, лихо поднимавшийся на центральную стойку. Задние крылья получили небольшие плавнички по американской моде тех лет и аккуратные задние фонари. У машины были стальные 15-дюймовые колеса.
Салон машины был достаточно стильным. Передняя панель была черной, сиденья обиты красной кожей. На центральном тоннеле был короткий рычаг переключений передач. Приборная панель включала в себя много приборов – помимо спидометра и тахометра, там были указатель уровня топлива и давления масла, часы, а также тумблеры включения освещения, отопления, вентиляции, стеклоочистителя. Имелось гнездо для радиоприемника, в салоне также были лампы освещения.
В целом же внешность была выдержана в духе лучших творений итальянских кузовных дел мастеров. Такому купе вполне подошел бы шильдик Lancia, Maserati или даже Ferrari. По размерам это была немаленькая машина – длина 4,35 м, ширина 1,7 м, высота 1,28 м, колесная база – 2,45 м. Багажник был достаточно вместительным, а кроме того, можно было разместить часть вещей в салоне за спинками сидений. Масса составляла 1130 кг. Автомобиль разгонялся до 60 миль/ч за 13,2 с, а максимальная скорость составляла 170 км/ч.
На рынке машине противостояли такие купе как Peugeot-404 Coupe, Opel-Rekord Coupe, Alfa-Romeo-Guilia Sprint, SAAB-Sonett.
Силами компании Jensen купе производили до 1963 года и, хотя контракт предусматривал выпуск 10000 машин, за это время выпустили лишь 6000 купе, затем производство перенесли в Швецию. Компания Jensen не смогла обеспечить должного качества сборки. Обновленная машина получила обозначение Volvo-1800S, буква S обозначала “Sweden”, Швецию.
Шведы наконец смогли обеспечить высокое качество изготовления машин. Внешне модель отличалась спрямленным передним бампером. Мощность двигателя увеличилась на 8 л.с. В коробке передач стала доступна в виде опции ускоряющая передача. Максимальная скорость выросла до 180 км/ч.
Следующее серьезное изменение произошло в 1968 году – у машины появился новый двигатель объемом 1986 см3, он развивал 110 л.с., а в 1969 году двигатель обзавелся системой впрыска топлива, в результате чего мощность выросла до 125 л.с., модель получила обозначение 1800Е. Максимальная скорость увеличилась до 190 км/ч, время разгона до 60 миль/ч сократилось до 9,7 с. В 1971 году для купе стала доступна автоматическая трансмиссия.
Наконец, в 1971 году появилась версия 1800ES с кузовом “шутинг-брейк” – этот эффектный трехдверный спортивный универсал явился ответом на аналогичные британские модели Reliant-Scimitar-GTE и Jensen-Healey-GT.
Он был более практичным, но не стал таким же успешным, как купе. Дело в том, что он продержался на производстве всего 2 года. В 1973 году в США были введены новые требования по безопасности и, согласно им, с 1974 года все автомобили должны были оснащаться противоударными бамперами. Компании Volvo показалось слишком накладно модернизировать машину под эти требования, а поскольку рынок США был главным для спортивных машин, то выпуск универсала 1800ES свернули в 1973 году. За два года успели выпустить 8077 таких машин.
Что же касается купе “1800”, то его закончили выпускать годом ранее, и оно оказалось не в пример популярнее – с 1960 по 1972 год удалось сделать 39407 машин, что можно считать успехом. Машина в самом деле пользовалась хорошим спросом и доверием со стороны покупателей. Известности и популярности модели добавило её участие в британском сериале “Святой” с Роджером Муром в главной роли, этот сериал выходил в 1962-1969 годах.
Прямых наследников модель не оставила. В 1973 году как раз грянул нефтяной кризис, и это было не лучшее время для нишевых и гламурных моделей. В 1977 году появилось купе Volvo-262C, однако оно был неуклюжим, неспортивным и совсем не популярным. В 1986 году появился более компактный Volvo-480, который отчасти нёс дух спорт-универсала Volvo-1800ES.
Наконец, нельзя не упомянуть весьма примечательный факт. Эта модель стала рекордсменом книги Рекордов Гиннеса как легковой автомобиль с самым большим пробегом. Машина, принадлежащая Ирвину Гордону из Нью-Йорка, находилась в его владении с 1966 года вплоть до смерти владельца в 2018 году.
К этому времени автомобиль пробежал невероятные 3,2 миллиона миль, или свыше 5,2 миллионов километров! Конечно, машина неоднократно ремонтировалась, тем не менее, у неё до сих пор родные двигатель, шасси, трансмиссия и радио. Просто фантастическая надежность и живучесть автомобиля!
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.