- Именно в девяностые годы автомобили разделились на «наши» и «иномарки». И если первые были средством передвижения, то вторые — самым четким социально-культурным кодом, который безошибочно считывался всеми вокруг. Да и сами девяностые в России — не просто десятилетие, а целый культурный пласт. В голове обывателей закрепился ряд стереотипов и народных терминов: «шестисотый», «вишнёвая девятка», «бочка»…
- Парадокс, но коллективная память — явление очень неточное. Например, сленговые прозвища «бумер» и «крузак» — не из девяностых. Первое распространилось уже в двухтысячных, а второе стало популярным только после того как Land Cruiser в «сотом» кузове вытеснил большинство других внедорожников и стал в этом классе «выбором по умолчанию». Нет, девяностые — это Pajero и Cherokee, это Passat B3 и Skoda Felicia. Помните, как Саабы 9000 встречались на каждом перекрестке? Пожалуй, тогда эта подборка для вас. Некоторые автомобили из первого десятилетия новой России еще остались в живых.
- Mercedes-Benz S 600 L
Мы называли их иномарками и завидовали их владельцам. Может быть, еще не поздно наверстать упущенное?
Именно в девяностые годы автомобили разделились на «наши» и «иномарки». И если первые были средством передвижения, то вторые — самым четким социально-культурным кодом, который безошибочно считывался всеми вокруг. Да и сами девяностые в России — не просто десятилетие, а целый культурный пласт. В голове обывателей закрепился ряд стереотипов и народных терминов: «шестисотый», «вишнёвая девятка», «бочка»…
Парадокс, но коллективная память — явление очень неточное. Например, сленговые прозвища «бумер» и «крузак» — не из девяностых. Первое распространилось уже в двухтысячных, а второе стало популярным только после того как Land Cruiser в «сотом» кузове вытеснил большинство других внедорожников и стал в этом классе «выбором по умолчанию». Нет, девяностые — это Pajero и Cherokee, это Passat B3 и Skoda Felicia. Помните, как Саабы 9000 встречались на каждом перекрестке? Пожалуй, тогда эта подборка для вас. Некоторые автомобили из первого десятилетия новой России еще остались в живых.
Mercedes-Benz S 600 L
Начнем с главного автомобиля-символа девяностых. Поставим галочку в этой графе, чтобы смело двигаться вперед.
Прежде чем возить дорвавшихся до успеха россиян, легендарный «сто сороковой» десять лет провёл в предродовых муках. Его разработка началась на заре восьмидесятых, и её вектор не раз менялся. То конструкторы бились над тем, как правильно разместить V12 под капотом, то дорабатывали комплектации после премьеры первого Lexus LS — флагман из Штутгарта обязан был превосходить любого конкурента. Наконец, премьера S-Класса прогремела в Женеве в 1991 году. Новые флагман Mercedes-Benz щеголял двойным остеклением, боковыми подушками безопасности и самой продвинутой электроникой для своего времени.
Модификация 600 SEL стала флагманом линейки: шестилитровый V12 мощностью 408 лошадиных сил, недюжинные 2720 кг полной массы и иной индекс (удлинённые на 100 миллиметров седаны SEL несли обозначение V140 вместо W140). Выше в иерархии марки были только бронированная версия Sonderschutz, весившая почти четыре тонны, и лимузин Pullman.
Bmw 5-Series (E34)
Если «шестисотый» в девяностых ассоциировался у обывателя с сильнейшими мира сего и внушал благоговение, то «бэха-пятерка» скорее вызывал чувство тревоги. Чёрные седаны 5-й и 7-й серии были атрибутами грозных молодых людей, быстро и оперативно решавших вопросы с чужими долгами. Хотя пятая серия создавалась совсем не для этого…
Представленный в 1987 году седан E34 заменил собой заслуженную модель Е28. Климат-контроль, АБС, автоматический контроль тяги, изменяемые фазы газораспределения… Прибавьте к этому опциональный полный привод и кузов универсал с поднимающимся задним стеклом, которых у пятой серии прежде никогда не было, и поймете, почему новых «пятёрок» продали вдвое больше, чем Е28 — 1 миллион 333 тысячи машин за 10 лет производства против 722 тысяч у предыдущего поколения.
В России этот автомобиль любим до сих пор — к примеру, в мае этого года авторы YouTube-канала «ПриветТачка» восстановили одну из ранних E34 и разыграли за один рубль среди подписчиков
А в Москве сегодня можно купить ещё один интересный экземпляр — не восстановленный, а сохранённый! Седан 525i с пробегом в 80 тысяч километров хранится в гараже, и его состояние на снимках удивляет. За 3,33 миллиона рублей продаётся не только сам автомобиль с колёсными дисками AC Schnitzer и «механикой», но и комплект запчастей вместе с нераспакованными бамперами M-Technik.
Audi A8
Флагманская модель A8 стала, пожалуй, самым громким заявлением марки Audi о своей состоятельности с момента её создания. Седан представительского класса с цельноалюминиевым кузовом (в 1994 году!) был не то что визитной карточкой, а самым настоящим знаменем инженеров Ингольштадта. Разработка модели обошлась примерно в 700 миллионов долларов (и это цены конца восьмидесятых!). Легендарный инженер и менеджер Фердинанд Пиех рассматривал алюминиевый несущий кузов как средство компенсировать дополнительный вес систем полного привода, который в те годы еще очень редко встречался на легковых автомобилях, но уже зарекомендовал себя на Audi.
Подозреваем, флагманская модель была выбрана для эксперимента не случайно: самые дорогие технологии логично включать в цену самой дорогой модели. Впрочем, достоверных данных о том, что разработка первой A8 окупилась за восемь лет производства, у нас нет. Многие инсайдеры из компании утверждали, что каждый экземпляр продается в убыток. Это роднит А8 с другим детищем Пиеха — Bugatti Veyron.
И пусть на наших дорогах в девяностых почти все Audi были «бочками» или «селедками» (так вульгарно называли модели 80 и 100), живых экземпляров этих моделей осталось мало. К тому же они не так интересны, как A8.