В предыдущих частях были рассмотрены две практики для открытия духовного разума: безмолвие и Богомыслие.
Перейдем к третьей, применяемой вкупе с первыми двумя.
Третье: умное делание.
Это краткая молитва, Иисусова молитва. Сущность умного делания заключается ни в том, чтобы формально, много раз произносить ее, просто, чтобы произносить как ритуал. Разум не терпит формальности, он ищет пищу себе, он хочет напитаться полезным ему.
Смысл этой молитвы в том, чтобы оживлять разум сердца, делать духовно разумными чувства сердца, желания сердца, ощущения сердца, стремления сердца. Это не просто повторение, как говорит святитель Феофан, святитель Игнатий Брянчанинов и др. святые Божии, но вчувствование в слова этой краткой молитвы все глубже и глубже. Долгое упражнение в этом открывает разум сердца, цельный разум всего человека.
Здесь есть и еще один момент, связанный с двумя главными Таинствами Церкви: исповеди и причастием. Именно на этой стадии они очень помогают.
Святые, практикующие умное делание, замечали такое дело, что иногда молитва Иисусова будто не идет ниже, ни приходит в сердце какое-то время. Будто встречается с внутренней преградой.
Здесь нужно не настойчиво биться в двери сердца с этой молитвой, как бы навязывая сердцу ее, а поступить духовно умнее: осознать, какие страсти и преграды в нем ей мешают. Осознать, исповедать их, причаститься. И умное делание мягко пойдет далее.
Святой Антоний Великий говорит о том, что важно не изречениями святых наполнять ум, считая это разумом духовным. Но делать умной душу. А душа умнеет от вчувствования в Слова Божьи и слова святых Его. Разумные чувства, разумные желания, духовно разумные поступки все имеет начало именно здесь.
Продолжение статьи будет опубликовано на канале завтра.
Понравилось - ставьте лайк. Читайте, пишите, подписывайтесь.
Добра и любви!