ЦРУ на протяжении полувека читало переписки правительств более 120 стран мира. Их власти доверяли шифрование сообщений своих шпионов, солдат и дипломатов всего одной коммерческой компании и даже не догадывались, что она являлась собственностью ЦРУ и разведки западной Германии.
Эту компанию основал русский эмигрант Борис Хагелин, который в 1917 г. эмигрировал в Швецию, а в 1940 в США. Там он изобрел переносную шифровальную машину М-209. Ее преимуществом была компактность и низкая стоимость (64$/шт.).
За годы второй мировой их было изготовлено более 140 тыс шт, что принесло Хагелину около $9 млн (с учетом инфляции это 120 млн сегодняшних).
С началом холодной войны власти США начали обсуждать так называемую "проблему Хагелина". ЦРУ боялось, что если все смогут купить машины Бориса, то весь остальной мир станет для них недосягаемым. У американцев было несколько рычагов давления на него:
1) Идеологическая близость к стране.
2) Страх того, что США навредят его бизнесу, вывалив на рынок оставшиеся с войны М-209.
Помогла им и дружба Бориса с еще одним уроженцем Российской Империи - Уильямом Фридманом, отцом американской криптографии.
В 1951 г. Фридман уламывает Хагелина работать с ним, после чего всё его производство переезжает в Швейцарию, где в 1952 г. он основывает компанию Crypto AG, продавая свои машины исключительно союзникам США.
В середине 60-х у ЦРУ появился новый рычаг давления из-за появления электронных систем шифрования, угрожавших компании Хагелина с его устаревающими механическими машинами. Без внешней помощи он бы не смог адаптировать под изменения рынка, однако такую помощь через Фридмана предложило АНБ.
В 1967 Crypto AG выпустило полностью электронную шифровальную машину H-460, внутренняя конструкция которой была разработана в ЦРУ.
Устройство стало настоящей сенсацией на рынке. Иностранные правительства требовали электронных систем, которые, как казалось, явно превосходили старые механические. Но на самом деле американским шпионам было легче их читать.
Условия контракта АНБ и Crypto AG изменились. Теперь ограничения сняты и Хагелин начал активно продавать устройства, разработанные для предательства собственных покупателей, а доходы компании взлетели до небес.
К концу 60-х Хагелин стремился уйти на пенсию и передать компанию своему сыну Бо, но ЦРУ было против. Сын Хагелина погиб при невыясненных обстоятельствах на окружной трассе в Вашингтоне.
12 июня 1970 г. США и ФРГ покупают компанию Crypto AG за $6 млн.
Для наблюдения за компанией был создан новый совет директоров и только 1 член правления, которому Хагелин передал повседневное управление, знал об участии ЦРУ.
За последующие 5 лет доходы компании выросли до $19 млн.
Её компаниями-партнерами стали "моторола" и "сименс", известные тесными связями с разведками США и Германии. Через них спецслужбы маскировали свои контакты с "крипто".
Каждый год ЦРУ и БНД делили прибыль компании. Немцы занимались бухгалтерским учетом и передавали ЦРУ их долю на подземной стоянке.
ЦРУ не стеснялось читать переписки партнеров НАТО. В 78-ом, когда лидеры Египта, Израиля и США встречались в Кэмп-Дэвиде для подписания мирных соглашений, ЦРУ читало переписку президента Египта Анвара Садата с Каиром.
После того, как в 1979 г. иранские боевики ворвались в посольство США и захватили 52 заложника, администрация Картера добивалась освобождения с помощью посредника. Алжира.
Бобби Инман, тогдашний директор АНБ, говорил что ему регулярно звонил президент Джимми Картер спрашивая, как режим Аятоллы Хомейни реагирует на последние сообщения Алжирцев:
"Мы смогли ответить на его вопросы примерно в 85% случаев. Это было возможно благодаря тому, что иранцы и алжирцы использовали устройства Crypto"
В какой-то момент АНБ перехватило ливийские сообщения о том, что брат президента Билли Картер продвигал интересы Ливии в Вашингтоне и получал зарплату от Муаммара Каддафи.
Инман передал дело ФБР. В итоге Картер не был привлечен к ответственности, но согласился зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
Также ЦРУ и БНД следили за сводками из Ливии после терактов в западном Берлине, ответственность за которые была возложена на Каддафи.
Следили и за аргентинскими властями в ходе фолклендской войны и передавали информацию о перемещении их войск британской разведке.
Следили за сообщениями из Ватикана по ходу охоты на бывшего лидера Панамы Мануэля Норьега, когда тот пытался получить убежище в резиденции папского нунция.
В какой-то момент у компании появились проблемы. Руководству "крипто" приходилось увольнять талантливых инженеров, которые натыкались на дырки в безопасности и закрывали их.
Постепенно росли и подозрения в ненадежности криптографических устройств компании. Иранцы в какой-то момент задержали 51-летнего Ханса Бюллера, который считался самым успешным менеджером по продажам "крипты".
Его освободили через 9 месяцев, когда компания заплатила выкуп в миллион долларов. Бюллер не был в курсе в связях "крипты" с ЦРУ и БНД, но заподозрил, что Иран знает про его работодателя больше, чем известно ему.
Он начал делиться подозрениями с прессой и даже появился на швейцарском телевидении, после чего многие страны начали разрывать сделки с компанией. Однако забавно то, что Иран этого не сделал.
Главным последствием скандала стал выход немцев из игры.
Холодная война закончилась. Берлинская стена рухнула. У объединенной Германии сменились приоритеты. Немцы боялись, что раскрытие их причастности вызовет гнев европейцев и приведет к огромным экономическим и политическим последствиям. Поэтому в 93-ем БНД продает свою долю американцам за $17 млн.
Официальный Берлин начал беспокоится, что теперь он является основной целью шпионажа США. И как выяснилось - не без оснований.
Через 20 лет Сноуден расскажет, что США годами прослушивали телефон Ангелы Меркель и других немецких политиков.
в 00-х оборудование Crypto потеряло свою актуальность. Рынок перешел с аппаратного на программное шифрование. Тем не менее американцы продолжили поддерживать убыточную компанию и у них были на то причины.
Не смотря на отсутствие прибыли недостатка в разведданных не было. Дело в том, что многие гос-ва просто не перешли на более современные системы шифрования. Лишь в 2017 г. фирма пережила реструктуризацию и была поделена между другими организациями.
По словам бывших представителей западных разведок, ЦРУ расширило свою тайную коллекцию компаний в секторе шифрования после ухода БНД. Используя доходы Crypto АНБ приобрело еще 2 компании, о которых на сегодняшний день ничего не известно.