Найти тему

Ракеты - это тупиковый путь освоения Космоса

Освоение космоса началось с ракет. Ими оно обеспечивается и сейчас. Космические агентства строят космодромы, делятся планами по постройке новых ракет. Мы ждём то сверхтяжёлую «Ангару», то «Дон», то восхищаемся ракетами Илона Маска... Но ведь, очевидно, что это тупиковый путь!

Старт Apollo 16. Источник - wikipedia.org
Старт Apollo 16. Источник - wikipedia.org

Прежде всего, первые ступени ракеты одноразовые - после отработки они падают на Землю - дорогие высокотехнологичные изделия просто гибнут.

Американские шаттлы - не исключение. По сути - это та же сверхтяжёлая одноразовая ракета. Челнок - это только спускаемый аппарат...

Американский многоразовый шаттл.
Американский многоразовый шаттл.

Один ракетный запуск слишком дорог - 30-40 млн долларов для нашего «Союза», в 2-3 раза меньше для совсем лёгких ракет - ощутимо, но всё равно дорого.
Запуск же одного шаттла вообще исчислялся сотнями миллионов долларов (300-400)! Поэтому американцы и отказались от этой чудовищно дорогой программы.

Для сравнения: Крымский мост стоил около 360 миллионов в долларах. Это один запуск шаттла и всего 12 запусков «Союза»...

В этом году Илон Маск наконец-то удачно запустил многоразовую ракету. Это замечательно - теперь первая ступень может быть использована повторно. Огромная экономия и большой шаг вперёд по части доступности Космоса.

Посадка первой ступени Falcon9.
Посадка первой ступени Falcon9.

Илон Маск обещает боле низкие цены, но пока там всё туманно. Безусловно, каждый запуск многоразовой ракеты обходится дешевле. Но, на сколько - большой вопрос.
Во-первых, у России есть подозрения в демпинге. Да, наш Роскосмос принято подозревать в ревности, но приведённые им расчёты похожи на правду. Либо американская технология переподготовки первой ступени удивительно низка по себестоимости.
Во-вторых, Илон Маск бизнесмен, а не благодетель. И сильного снижения цен в итоге может и не быть. Нужно 2-3 года, чтобы понять что там на самом деле.

В любом случае, всё это слишком дорого для массового освоения Космоса. И остаётся проблема топлива - в ракете почти весь вес приходится именно на него, а на полезный груз остаётся крайне мало места - идёт борьба за каждый килограмм. Кроме того, надо не только ракету построить, но и целый космодром со всей инфраструктурой - это очень дорогая затея.

Нет и речи о том, чтобы «слетать в отпуск на Луну». Да даже просто «в командировку»... Эти суммы по-плечу только мощным корпорациям и государствам. А ведь, для полноценного освоения Космоса, он должен стать доступен хотя бы для бизнеса средней руки . Я скромно молчу о мелких предприятиях и простых гражданах.

База на Луне. Изображение nasa.gov
База на Луне. Изображение nasa.gov

Кто там мечтает об освоении Луны или Марса? Для этого нужны тысячи тонн грузов - никаких ракет на это не хватит. Только вдумайтесь, сколько нужно заводов для этого, если даже такие мощные страны как СССР и США смогли позволить себе только по одному космодрому. Земная промышленность не справится, даже если найдутся гигантские суммы денег.

Что станет с земной атмосферой при необходимых тысячах запусков в год - я просто молчу. Уже сейчас, при выводе на орбиту небольшими ракетами ущерб велик.
Для полётов на Луну потребовались сверхтяжёлые ракеты - там ущерб в разы больше. Полёты же на Марс и его колонизация и подавно потребуют более мощных ракет и большего количество топлива: время - деньги.

Сравните наш «Союз» и Apollo V, который летал к Луне. Намеренно взяты модели одного года для сравнения размеров.
Сравните наш «Союз» и Apollo V, который летал к Луне. Намеренно взяты модели одного года для сравнения размеров.

Вспомните, на сколько запуск более тяжёлого шаттла дороже запуска обычного «Союза», которому не надо поднимать челнок. Шаттл дороже ровно в 10 раз. Так вот, челнок шаттла - это корабль на Марс вместе с топливом. Прикинули затраты? Вы ещё верите в освоение планет с помощью ракет?

Старт шаттла - это такая же ракета. Возвращается челнок, а ракета одноразовая.
Старт шаттла - это такая же ракета. Возвращается челнок, а ракета одноразовая.

Вывод прост - для освоения космоса нужен принципиально другой способ доставки грузов на орбиту. Да, в обозримом будущем ракеты остаются, но это штучные дорогие изделия. Будущее за иными технологиями. И нужно уже сейчас об этом думать.

Космический лифт - реальная замена ракетам.
Космический лифт - реальная замена ракетам.

Установок для телепортации мы пока не изобрели.

Идея подъёма небольших кораблей на самолётах и старт небольших ракет уже в разреженной атмосфере пока провалилась - в итоге получается очень дорого и мало отличается от ракет.

Реальный выход - строить заводы на Луне. Выгода очевидна - там сила тяжести в 6 раз меньше земной. И тогда запуски тех же ракет могут стать выгодны. Но, сначала эти заводы нужно построить, переместив с Земли тысячи тонн оборудования.

И для этого есть проекты космических лифтов - это наверное самое многообещающее направление.
Далее читайте здесь:
В космос без ракет - космический лифт.

А, Вы что думаете? Есть что добавить?
Если понравилась статья, то жмите палец вверх!

Подпишитесь на мой канал :)

Ещё статьи по теме:
Почему наш "ядерный буксир" - обгонит ракеты Илона Маска?