Три пьесы (мне все же проще о пьесах, а не о фильмах) показывают проблемы советского экономического механизма с разных сторон.
"Обратная связь" выводит на сцену "первачей". За их разговорами судьбы Большого Дела. Конечно, до популярности "Премии" тут далеко. Но для тех, кто понимает...."Он строит - я плачУ. Он не строит - я плАчу. Но плачУ". Тут люди сдержанные, это не бригадир с рабочими. Но напряжение за их спокойными голосами и умением "держать лицо" не меньше.
"Мы, нижеподписавшиеся" сталкивает людей ступенькой ниже. Первые лица за сценой. За своих "феодалов" сражаются "вассалы". Ситуация не слишком понятная большинству людей.
В "Премии" взгляд рядового работника на работу руководства. взгляд достаточно пристрастный и наивный: "с такими ресурсами можно было ого-го сколько сделать, вы просто неумехи". Взгляд крайне популярный во все времена. Отсюда и популярность пьесы и фильма.
Кстати две театральные постановки Премии получились очень контрастными.
У Товстоногова финал оптимистический. Лавров мог обратиться в зал: "Кто за предложение коммуниста Потапова - прошу поднять руку". И занавес под аплодисменты.
А у Ефремова "немая сцена" точно по Гельману. Все сидят и тоскливо думают, за что они проголосовали и что сейчас будет:
Комков (поднялся). Ну чего сидим – пошли!
Никто ему не ответил.(Махнув рукой, сел обратно).
Фроловский (вздохнув). Александре Михайловне хорошо – она в Польшу едет...
Комков. В Болгарию она едет!
Они продолжают сидеть молча – каждый думает о своем,— пока не опустился занавес.