Найти тему
Светлана Островская

ИСТОРИЯ УЧАСТИЯ В КАСТИНГЕ ТЕЛЕ-ШОУ "ГОЛОС-ДЕТИ"

Как часто можно слышать мнение педагогов о том, что шоу "Голос-Дети" - это абсолютно вредная штука, развращающая вкусы детей и тешащая амбиции родителей. Сподвигающая педагогов к нечестным педагогическим методам, вредящим детской вокальной физиологии и психологии. Любое мнение имеет право на существование. Но... Я не знаю того педагога, который отказался бы от возможности участия в этом проекте, если такая возможность предоставилась. И, догадываюсь, что 80 % педагогов, не имевших опыта участия воспитанников в шоу, втайне мечтают таки "засветиться" и обрести "звездную" репутацию. В связи с этим, думаю, что реальный практический опыт участия в кастинге, рассказанный в формате "без секретов" будет интересен, а возможно и полезен. Итак...

Если Вы давно и всерьез в вокальной педагогике, однозначно у Вас бывали дети-"звезды". Точнее, все детки талантливы, но встречаются ребятки, которые словно поцелованы Богом. Им все дается легче и иногда ловишь себя на мысли... "Откуда это в нем (в ней)". Так вот, и у меня бывали и есть такие дети. Когда мои певуны выходят на определенный уровень мастерства, со временем, конкурсы становятся им тесноваты. И невольно задумываешься, а что бы еще такого придумать?

И вот однажды, шутки ради, захотелось попробовать двоих успешных ребят на данном шоу. "Плюсов" мы никогда не писали. Во-первых - студии своей пока нет. Во-вторых - мы всегда и везде поем "живьем" и в этом наша принципиальная установка. Но тут вариантов, как говорится, не было, и мы сподвиглись на профессиональную запись в студии. Сделали записи без "химии", автотюнинга и прочих примочек, понимая, что редакторы люди бывалые и их подобными трюками не проведешь. Да и смысла проводить нет никакого. Короче записались и сбросили заявки.

И вот через некоторое время, о чудо!, пришло официальное приглашение на кастинг! Тут надо кое-что пояснить. Для кастинга на "Голос" надо подготовиться особым образом. Там все не так то просто. Дело в том, что редакция изначально предупреждает, что петь дети будут либо a'capella, либо в сопровождении предоставленного организаторами аккомпаниатора. Т.е. с "минусом" нельзя от слова абсолютно. Естественно, тут же встает вопрос. Как петь с человеком, которого ты впервые в жизни видишь в глаза? Да еще и на глазах у комиссии? А как темп? А кульминация? А модуляция? И тут могу дать один небольшой лайфхак. Организаторы прикрепляют к каждому кандидату куратора, с которым можно связаться для прояснения деталей. Итак, звоню я нашему куратору и прошу разрешения выступить со своим учеником в качестве аккомпаниатора. И, о чудо! Это вполне себе возможно и допустимо. А следовательно, и подготовиться можно лучше. И пацану моему на кастинге будет немного легче оттого уже, что он не один на один с комиссией. Подготовить надо как минимум две песни, одна из которых обязательно должна быть на русском языке. И сразу дам еще одну подсказку. Готовьте не две, а три песни. Песни должны быть непременно разнохарактерные и яркие. Но по теме репертуара чуть ниже и чуть подробнее.

-2

Следующий важный момент - внешний вид. Организаторы настоятельно рекомендуют представлять детей в комфортной повседневной одежде, запрещая "рядить" артистов в костюмы зайчиков, снежинок и принцесс. Тут следует отметить, что абсолютное большинство кандидатов все же внимательным образом относятся к внешнему виду и продумывают его до мелочей, потому как фотогеничность и стиль никто не отменял. И понятно, что это телевидение. Итак, приветствуются стильные прически, интересные аксессуары, продуманные образы. Без фанатизма, конечно. Без вышеупомянутых "снежинок". Тут, если вы дошли до этой стадии, есть смысл поразмыслить с толковым стилистом, потому как, насколько смогла оценить я, образ играет большую роль в принятии окончательного решения.

Также в инфо-письме организаторы оповещают что на протяжении всего кастинга ребенок будет находиться один. Без сопровождающих. И вот тут то моя идея стать аккомпаниатором оказалась просто бесценной, потому как быть все это время одному ну оооочень нелегко даже для совсем не малыша. Моему мальчику на момент кастинга было 13. Кроме того, организаторы уверяли, что перед кастингом ребенка распоёт концертмейстер и во время прослушивания поможет ему своим сопровождением. А вот это, уверяю вас - совсем совсем не факт.

Итак, прибыли мы в Останкино, сопроводили нас на нужный этаж, в нужный коридор и... оказалось что здесь просто море огромное талантливых детей. Очередь большущая, коридор узенький, по нему вечно носятся работники, ругаются, толкаются... Суета стоит ужасная. А еще очень душно. А еще кто-то уже давно пришел, кто-то еще подходит и подходит. Все нервничают, все уставшие... Кто-то только с самолета, у кого-то, наоборот, самолет через 3 часа... В общем, если у вас неважно с нервишками, то знайте это еще на берегу. Испытание то еще... Маленькие детки вообще не представляю как справляются. И это только очередь за номерком, который надо прикрепить на одежду. Для нас это ожидание заветного номерка растянулось на 4!!! часа. Но нет худа без добра. Родители, дети, педагоги - все охвачены одним томительным волнением. И знаете, это позволяет познакомиться, подружиться, обменяться контактами. С вами в одной очереди оказываются сотни талантливейших детей изо всех уголков мира. Камчатка, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Америка - вот какова география наших новых творческих друзей, обретенных за время ожидания прослушивания.

-3

И вот он, заветный миг. Забрали моего Макса и увели в потаенные глубины студии, в которой проводятся все предварительные мероприятия. Короткая фотосессия, небольшое интервью, мини-собеседование и мой солист выходит с другой стороны. Туда уже взрослым дорога закрыта. Но я же аккомпаниатор! И вот уже я внутри второй студии, в которой собрались ребята в ожидании прослушивания. Здесь можно выдохнуть, переодеться, привести себя в надлежащий вид и, конечно же, распеться. И все было бы замечательно, если бы ребят забирали на прослушивание в той же последовательности, в какой они попали в этот небольшой оазис. Но нет же... Мой юный боец не только распеться не успел, он не успел даже переобуться, как серьезная девушка формальным голосом огласила список приглашенных на кастинг. И мой Макс в этом числе. На кастинг пришлось не идти, а буквально бежать. Одновременно приглашались 5 номинантов. Небольшая передышка в ожидании выхода из студии предыдущих ребят, и вот мы уже внутри. Ребят выстроили перед камерами. Комиссия лицом к лицу с детьми. Все объективы направлены на певцов.

А дальше время полетело в другом режиме. Дальше ощущения обострились, сердце забилось, стало горячо ладоням... И это мне! Что уж говорить про моего юного конкурсанта. Воспоминания об этом моменте яркие как картинки. Итак... Что запомнилось. Звук абсолютно сухой и ватный... Дуэту из Москвы звукорежиссер попытался накрутить ревера. Видно, ребята были не чужими. Но, справедливости ради отмечу, данные попытки тут же были пресечены. Очень запомнился мальчик из Калифорнии. Яркий, свободный. Пел "Ямайку". Он бы и попал. Но волнение сыграло с ним злую шутку. Мальчишка растерялся. Забыл текст. Потом взял себя в руки, но время было упущено и было видно, что опыт не удался. Что касается моего героя, так он был молодцом. Раскраснелся, распереживался, но выстоял. И все же... Там нужен огонь. Темперамент. Искренность. Мы не дожали. Это мое мнение.

Выслушали вежливо. Не останавливали. Попросили спеть вторую песню. Сказали комплименты, загадочно улыбнулись... И мы ушли. А потом нам сказали ждать звонка...

Но тут есть еще одна фишка. Те, кто приезжали на кастинг (а мы познакомились с ребятами, которые были на отборе уже в четвертый раз), знают, что дети, которых потенциально отобрали, проходят второй круг отбора. Этих ребят непременно показывают главному продюсеру проекта - Юрию Аксюте. И окончательно кандидатов утверждает именно он. Кому-то везет, и на первом же прослушивании главный эксперт присутствует. Но в основном, ребята проходят дополнительное испытание. Нам не повезло. В этот вечер Юрий Викторович уже не планировал смотреть деток. Так и поехали мы домой, ждать звонка. Но для себя я выводы сделала и вкратце они таковы:

1. Шоу "Голос" неоднозначный проект, но мне этот опыт показался полезным и позитивным. Убеждена, нельзя ехать на этот проект с установкой "Сейчас или никогда". Относиться к этой затее надо именно как к затее и шутке. Повезет - хорошо, не повезет - еще лучше.

2. Педагогу и родителям непременно надо очень критично оценить степень "готовности" ребенка к данному испытанию. И не только вокально (туда плохо поющих не приглашают), но и психологически. Дабы подобный эксперимент не оказался печальной главой в творческой жизни талантливого ребенка.

3. Надо быть готовым к тому, что кастинг - серьезное испытание. И психологически, и физически. На это надо изначально настроиться и понимать, что организаторы рассматривают наших с вами любимых детей, конечно же как детей, но, и в первую очередь, как рабочий материал. И для организаторов кастинг - очень напряженный и ответственный момент работы. Надо понимать и их установки и видеть процесс и их глазами.

4. Для того, чтобы быть приглашенным на кастинг, с нас (и ни с кого из мне известных участников), никто денег не просил. То, что на "Голос" попадают исключительно благодаря деньгам, на мой взгляд, миф.

5. Правильно подобранный репертуар имеет огромное значение для попадания в "десятку". Тут надо бы отработать несколько принципиально-важных позиций:

-Песни должны быть разноплановыми, для того, чтобы комиссия могла посмотреть артиста в разных амплуа.

- Репертуар, как хороший костюм, должен максимально выгодно раскрывать все сильные стороны певца и маскировать недостатки.

- Песни должны содержать в себе большой заряд энергетики. Не стоит брать композиции "в пастельных тонах". "Цеплять" должно с первой ноты.

- Образы должны быть близки и понятны вашему воспитаннику. Он должен уметь в них "жить" и быть абсолютно искренним. Только "своей" историей можно заставить проникнуться слушателя.

- Старайтесь не брать "избитых" хитов. Поверьте, трудно слушать 50 раз одну и ту же композицию в разных вариантах. Попробуйте найти "своё".

- Постарайтесь не "перегибать палку". Ни в коем случае не должно быть никакого намёка на эмоциональную фальшь, или, что того хуже - пошлость.

- "Взрослые" песни вполне допустимы, но их содержание должно не "конфликтовать" с детской тематикой и музыкальный материал не должен быть непомерно сложным. Мировые хиты очень часто являются оптимальным для конкурсной заявки материалом, надо только непременно учесть возможность донесения их в неискаженном виде ребенком.

6. Для большей вероятности быть приглашенным на отбор я лично советую записать профессиональную фонограмму "+", даже если вы этого никогда ранее не делали. В любом случае это очень полезно. Во-первых - в вашем архиве останется эта запись, во-вторых - вы получите колоссальный полезный опыт, который позволит яснее увидеть ошибки и недочеты, поможет осознать куда двигаться дальше. При сведении фонограммы попросите звукорежиссера не накладывать дополнительных эффектов. Поверьте, профессионалам это очень слышно и вполне вероятно, само наличие "химии" заставит редакцию отказаться от приглашения вас к отбору.

7. Если вы хотите добиться успеха на данном кастинге, да и вообще в нашей профессиональной среде, вам необходимо понять то, что хорошим вокалом, каким бы он хорошим не был, ничего не ограничивается. Качественный эстрадный артист - это прежде всего артист, обладающий мощной харизмой, неповторимой индивидуальностью, органичной пластикой, ярким имиджем. Вы можете быть трижды обладателем Гран-при серьезных профессиональных вокальных конкурсов и стать почему-то неинтересным для данного проекта. Не стоит ни на кого обижаться. У телевизионных проектов своя специфика, свой формат и свои законы. То, что ребенок не стал участником теле-проекта совершенно не говорит о том, что он не достаточно талантлив и из него не выйдет мега-звезды.

8. Знайте, что каким бы уравновешенным и позитивно настроенным на участие не был ваш любимчик, это все же ооочень серьезное испытание для его нервной системы. Подумайте как вы облегчите участь своего воспитанника. Я смогла пройти с Максом этот путь плечом к плечу от первого шага до последнего. И рада, что была с ним во все секунды испытания и постаралась поделить эту ношу поровну.

9. Каким бы не был результат кастинга или конкурса, не забывайте, что это всего лишь один, пусть и очень яркий этап, в вашей совместной с ребенком, творческой жизни. На этом ничего ни начинается, и ничего не заканчивается. Это только счастливый опыт. А счастливый он в любом случае, так как помогает понять и оценить многое. И свои силы, и любовь к музыке, и великую радость жить.

-4

С любовью к людям и музыке, Светлана Островская

Пение
3339 интересуются