Найти тему
Ехидный историк

Кому нужен закон об оскорблении чувств верующих?

Из открытых источников
Из открытых источников

Возмущение тем, что в современной России человека можно привлечь к уголовной ответственности за репост карикатуры религиозного содержания, на сегодняшний день является примером удивительного общественного консенсуса. С тем, что подобная практика является неприемлемой для цивилизованного государства, согласны люди, чьи общественно-политические позиции в остальном будут весьма далёкими.

Однако, в тоже время отношение большей части общества к попыткам государства особо выделить чувства верующих и оградить их от оскорблений, представляет собой и пример удивительной слепоты.

Проявляется это в том, что главными виновными в применении подобных законов почему-то считают именно, что верующих. Реже можно встретиться с более конкретными обвинениями уже не в адрес вообще всех религиозных людей, а конкретной организации - Православной церкви.

Это не может не вызвать удивления. Зададим себе несколько простых вопросов. А кто принимает эти законы, такие как поправки к печально известной статье 148 УК РФ? Может быть их утверждают где-то в монастырях или на заседании Святейшего Синода? Так ведь нет. Принимаются они там же, где и все остальные, в Государственной Думе, большинство депутатов которой вряд ли могут быть названы особо религиозными людьми.

Может быть именно верующие организуют преследование несчастных юмористов и любителей перепостить картинку рискованного содержания? Опять нет. Конечно, среди верующих можно найти какое-то количество людей, которые не без радости выступят в качестве оскорблённой стороны. Хотя вопрос о степени воцерковлённости этих товарищей остаётся открытым. Однако значительное число подобных дел возникает как раз благодаря инициативе самих сотрудников правоохранительных органов, которые осуществляют мониторинг ресурсов, на которых с наибольшей вероятностью может появиться подходящий к случаю контент.

Проведём такую вот аналогию с периодом 1930-х годов. Тогда тоже хватало людей, которые на партсобраниях и демонстрациях выступали с речами о необходимости покарать отщепенцев, предателей и врагов народа. Плакаты рисовали соответствующие, письма в газеты писали. Можно этих людей клеймить позором, можно им посочувствовать. Однако даже самый нерасположенный к ним человек вынужден признать - не они виноваты в проведении политических процессов в сталинские времена, не они выступали инициаторами репрессий. Они не более чем массовка, призванная изображать всеобщее одобрение действиям государства.

Нетрудно заметить, что в наши времена такой массовки не то чтобы нет совсем, но масштабы её достаточно скромные. Да, можно найти при желании тех, кто, узнав о посадке за репост картинки, выразит злорадное удовольствие. Но эти люди, будь они верующими или нет, находятся в меньшинстве.

Что там у нас ещё осталось. Конечно суды. И здесь, как мы понимаем, богохульников отправляют не в какие-то специальные инквизиционные трибуналы, а в самые обычные государственные суды. И приговоры выносят не священники и архимандриты или там муллы и раввины, а те же самые судьи, которые разбирают все остальные уголовные дела.

Ну и, кстати, по поводу того, что государство таким образом хочет защитить именно Русскую православную церковь. Если мы внимательно прочтём текст статьи, то не увидим там таких слов как «христианство» «православие». При желании по этой статье можно привлечь хоть православных, хоть атеистов, которые будут выражать недовольство строительством мечети, например.

Вывод из всего перечисленного напрашивается вполне определённый. Если именно государство принимает такие законы, если государственные правоохранительные органы выискивают тех, кто нанёс оскорбление чувствам верующих, если приговоры им выносят государственные суды, то ведь именно на государство и стоит возлагать ответственность за все эти дела о лайках и репостах. На государство, а не на Церковь, и уж тем более не на верующих, которые, даже если бы у них и было желание заставить таким вот образом заставить уважать свои чувства, просто не имели и не имеют ни малейшей возможности для этого.

Из открытых источников
Из открытых источников

Конечно, не может в таком случае не возникнуть вопрос. А зачем же всё это государству? И вновь ответ, в общем-то, лежит на поверхности, и весьма далёк от каких бы то ни было религиозных вопросов. Государство в РФ создаёт такое положение, при котором практически каждый человек является потенциальным преступником. Ну, если не каждый, то уж точно тот, который ведёт хотя бы какую-то минимальную активность в социальных сетях.

Такое положение вещей крайне выгодно для авторитарной власти. Конечно, никто не будет сажать миллионами, для поддержания атмосферы страха и всеобщей подозрительности будет достаточно нескольких громких и показательно абсурдных обвинений с соответствующими приговорами.

Ну и, конечно, это позволит вовремя пресекать все попытки людей войти в политическую жизнь помимо официально одобренных социальных лифтов. Потому, что у каждого неугодного активиста можно будет при желании обнаружить участие в какой-нибудь экстремистской группе во "Вконтактике". Если люди будут стараться избежать вообще какой-либо социальной активности посредством соц. сетей, а постить исключительно фотографии котиков, то и этот вариант для нашего государства будет вполне ожидаемым и одобряемым.