Найти тему
Внезапный фильм на вечер

Малоизвестный советский фильм, подвергшийся жесткой цензуре

Советское время, несомненно, подарило свету много великолепного кино, ставшего мировой классикой. Но среди повсеместно известных картин можно встретить и менее знаменитые, но все же стоящие внимания работы. Одним из примеров является киноповесть «Любить» Моисея Калика.

Игорь Кваша, Екатерина Васильева, Андрей Миронов, Анастасия Вознесенская, Алексей Эйбоженко и Марианна Вертинская в первой новелле фильма
Игорь Кваша, Екатерина Васильева, Андрей Миронов, Анастасия Вознесенская, Алексей Эйбоженко и Марианна Вертинская в первой новелле фильма

Сами создатели ленты обозначили ее так: «Несколько обычных историй с анкетой и наблюдениями». И действительно, фильм представляет собой четыре несвязанные друг с другом новеллы, которые перемежаются интервью со случайными прохожими и священником Александром Менем. Основные истории были сняты по мотивам рассказов А. Зака, И. Друцэ, И. Кузнецова, Ю. Казакова и В. Сапожникова, а режиссером хроники выступила Инна Туманян.

Киноальманах начинается как раз с опроса случайных людей, всех их спрашивают про любовь. Взрослый мужчина уверенно говорит, что это «чувство, достойное советского человека», а юноша отмахивается: «Нам сейчас не до этого, мы служим в советской армии». Две подруги вздыхают о том, как чудесно явление любви, пока другая женщина утверждает, что любовь все-таки стоит большего, чем говорить о ней в какой-то микрофон. На экране мелькают разные лица, и кино плавно переходит в повествование.

Так как каждый рассказ совсем короткий (весь фильм целиком идет чуть больше часа), подробно пересказывать их сюжет не имеет смысла. Стоит сказать, что в этой маленькой галерее вы встретите совершенно разных героев: кондуторшу с разбитым сердцем (ее играет совсем молодая Алиса Фрейндлих), горячих молдавских влюбленных; пару, бездельно слоняющуюся всю ночь по Москве, а также танцующих под магнитофон молодых людей.

Советское кино 60-х и далее отличается долгими разговорами или монологами, наивным философствованием. «Любить» в этом смысле не исключение, сама суть фильма заключается не столько в событиях, сколько в словах и том, что между ними. «Боишься смерти?» – спрашивает девушка, не видевшая в жизни ничего, кроме Москвы, и не получает ответа. «В мире ничего не меняется, только скорости другие стали», -- задумчиво заявляет мужчина.

Алиса Фрейндлих во второй новелле фильма
Алиса Фрейндлих во второй новелле фильма

Нельзя не сказать, что в 1968 году фильм был выпущен на экраны в смехотворном тираже, при этом заранее изменен и цензурирован без ведома автора. В попытке добиться справедливости, Калик подал иск, но суд не состоялся, а на самого режиссера завели уголовное дело. В 1992 году автору удалось восстановить первоначальную версию картины, уже будучи эмигрантом в Израиле. Сейчас, когда мы можем посмотреть кино целиком, становится ясно, отчего советская цензура была так строга.

Каждая новелла предваряется эпиграфом из «Песни песен» Ветхого Завета. Конечно же, эти цитаты пройти на экраны не могли, и их вырезали. Большую часть вставок с интервью составляет философский монолог священника Меня, очевидно, немыслимое явление для тех времен. Вероятно, и некоторые ответы случайных прохожих могли показаться несколько откровенными, так что отредактировали и их.

К счастью, в наши дни мы можем смотреть картину без каких-либо ограничений, на экране дают слово и священнику, и солдату, и кондукторше, и совсем молодому парнишке. Медленный темп фильма, плавная музыка, уютное черно-белое изображение и доля ностальгии – все в фильме навевает задумчивость, и неволей зритель задается вопросом: «А что же это такое – любить?».

Лев Круглый и Светлана Светличная в третьей новелле фильма
Лев Круглый и Светлана Светличная в третьей новелле фильма

Обратите внимание и на другие статьи о советском кино:

Ставьте лайки, пишите свое мнение в комментариях, подписывайтесь на канал. Спасибо!